Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 85 редакціи Статьи о книгахъ истинныхъ и ложныхъ, вѣдый у себя таковаго
въ сынѣхъ, а вѣдая то въ покаяньи его, иметъ ему въ томъ потаковы
дѣяти, и пріемля его на чистое покаяніе безъ опитеміи и безъ отлученія
церковнаго, или иметъ и самъ то же творити—прежереченная сія ерети¬
ческая волхованія, да извержется сана своего по правиломъ св. Отецъ,
и съ прежерече&гами еретики съ тѣми со всѣми да будетъ проклятъ и
написанная та на тѣлѣ его (вар.. на темени ихъ) да сожгутся111).
Стоглавъ предписываетъ духовнымъ отцамъ слѣдить, чтобы ихъ дѣти
совершали правильно крестное знаменіе. Возлагалась иногда на духовни¬
ковъ обязанность надзора за иконами, которыя покупали вѣрующіе. Такъ
Аѳанасій, архіеи. Холмогорскій, распорядился (1687), чтобы простолюдины
не покупали сами у пріѣзжихъ изъ разныхъ городовъ иконописцевъ иеира-
вописанныхъ иконъ, „а покупать св. иконы велѣно съ вѣдома отцевъ
ихъ духовныхъ и вѣдущихъ людей, писанныя по подобію"* 2). Въ эпоху
возникновенія старообрядства, какъ будемъ говорить далѣе, наша цер¬
ковная власть разсчитывала найти себѣ помощь и содѣйствіе въ борьбѣ
съ противниками въ духовникѣ, однако разсчеты ея не оправдались: во
второй полов. XVII ст. духовиичество и вообще покаянная дисциплина
въ церкви были въ сильномъ упадкѣ, и свободной духовнической органи¬
заціей воспользовались въ интересахъ пропаганды сторонники стараго обряда. Духовникъ былъ органомъ церковнаго надзора и за правами вѣрующихъ.
Въ XVII в. очень строго взыскивали за внѣбрачное нрижитіе дѣтей: винов¬
ныхъ нещадно наказывали батогами, брали съ „холостцевъ и вдовцевъ,
учинившихъ чрево", почеревную пошлину. Въ этомъ дѣлѣ духовный отецъ
игралъ роль свидѣтеля. „А будетъ которые дѣвки или вдовки... учнутъ
дѣти рожати и тебѣ бъ велѣти, пишетъ архіеи. Новгородскій Макарій
Тихвинскому архимандриту (1661),—про то сыскивати отцами ихъ духов¬
ными" 3).—Стоглавый соборъ требовалъ отъ духовниковъ, чтобы они слѣ¬
дили за цѣломудріемъ дѣтей своихъ, наказывали строго содомитовъ, учили
трезвости, хожденію въ церковь и благочинному стоянію въ ней, запре¬
щали тафъи и брадобритіе, возбраняли, наконецъ, ложную присягу4). и къ волхвомъ, и къ чародѣемъ, и ко звѣздочетцемъ не приходили... и вы бы отцы ихъ
духовные такихъ прелестниковъ но священнымъ правиломъ учили (учинили?) въ конечномъ
отлученьи, доидеже покаются Тамъ же, 424. *) Лѣтоп. заи. Археогр. Коми. I, 45; ср. 55; Калайдовичъ, Іоаннъ Экзархъ, 212.
Опис. ркп. Симсона, 108. Изв. Отд. Ру с. Яз. и Словесн. И. Ак. И. XII, 4 (1907), стр. 140. 2) Стоглавъ, гл. 81; ср. 27 вопр. Стоглавый соборъ требовалъ,чтобы живописцы
часто приходили къ отцамъ духовнымъ и приводили своихъ учениковъ (гл. 43). Р. И.
Б. XIV, 476. 3) А. И. IV, № 151; ср. V, № 244, стр; 448. Е. Прилежаевъ, ЬІовгор. Софійская
казна, СПБ. 1875, стр. 82,—такъ описываетъ способъ взысканія почеревной пени: „По
правиламъ предписываемымъ изъ Новгорода, Софійскій закащикъ обращался сначала къ
посредству духовныхъ отцовъ, которые обязывались давать ему знать, „будетъ въ его
заказѣ которые дѣвки, или вдовки, или черницы учнутъ дѣти рожать “ Далѣе допросъ
виновной. 4) Стоглавъ, гл л. 34, 36, 33, 82, 38, 69, 40, 37.