Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
84 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. приходили на покаяніе къ своимъ духовнымъ отцамъ, что представлялось,
конечно, безпорядкомъ и само по себѣ и усиливало вліяніе и значеніе
чудскихъ шамановъ—арбуевъ. Макарій прямо упрекаетъ духовенство въ
нерадѣніи: „ино то вы, игумены и священники, негораздо чините, что
о своихъ духовныхъ дѣтей душахъ попеченья не имѣете и не брежете
ихъ°. Ѳеодосій же не находитъ ничего болѣе лучшаго, какъ поставить
хранителей языческой старины арбуевъ подъ надзоръ духовниковъ ихъ.
„И которые арбуи и ихъ ученицы, идолопоклонницы, отъ своихъ сквер¬
ныхъ дѣлъ престанутъ и учнутъ каятись вамъ, отцемъ своимъ духовнымъ,
что впредь имъ такимъ не быти, и вы бы ихъ исправляли по правиломъ
св. Апостолъ и св. Отецъ; а которые арбуи и ихъ ученицы, идолопоклонницы,
васъ отцевъ своихъ духовныхъ не учнуть слушати и на поученіе къ вамъ
приходитя, и вы бы о тѣхъ о всѣхъ непослушницѣхъ сказывали и возвѣ¬
щали дѣтемъ боярскимъ тѣмъ, которые христіане за ними живутъ, чтобъ
тѣхъ всѣхъ законопреступниковъ имали и къ намъ присылали въ Великій
Новгородъ01).—Въ Стоглавѣ предписывается священникамъ, чтобы они
запрещали дѣтямъ своимъ духовнымъ кликать мертвыхъ въ великъ день
и на радуницу2). Въ вопросахъ, предлагавшихся духовниками кающимся,
въ статьяхъ епвтимейниковъ мы видимъ цѣлый рядъ данныхъ о борьбѣ
древне-русскаго духовника съ проявленіями язычества въ народѣ,—съ
чистыми языческими богомоленіями, съ поклоненіями стихіямъ, волшеб¬
ствомъ и разными суевѣріями, имѣвшими свой корень въ народной
вѣрѣ3). На обязанности духовника лежало огражденіе чистоты вѣры отъ
натиска ересей и расколовъ. „Аіце кто постѣ держитъ безъ заповѣди
(т.-е. безъ предписанія духовника) 40 дней тайно, странець свѣту {еа/р.
страникъ) и тъ наречется, и да отлучится отъ церкве за лѣто, а покла¬
няется по 8 (80?) на день0. Эта статья изъ русскаго Правила домонголь¬
скаго періода направлена, вѣроятно, противъ богомиловъ, которые увле¬
кали своимъ аскетизмомъ православныхъ4). Она возлагаетъ на духовниковъ
строгій надзоръ за подвигами вѣрующихъ, чтобы подъ видомъ подвижни¬
ковъ не расплодились богомилы, богомильскіе странники. Духовникъ же
былъ органомъ надзора и за письменностью, которую читалъ древне¬
русскій вѣрующій. Запрещая чтеніе богоотреченныхъ и отверженныхъ
еретическихъ книгъ, Стоглавъ предписываетъ каяться въ атомъ грѣхѣ
духовнымъ отцамъ своимъ, которые настойчиво должны запрещать чтеніе
такой литературы5). „Аще который отецъ духовный, говорится въ одной !) Д. А. И. I, 28, 43; П. С. Р, Л. У, 73—74. Ср. Голубинскій, Исторія
II, 1, 754—756. Ср. А. И. I, А» 112. Посланіе м. Симона въ Пермь (1501); А. Э. IV
Я 188 (г, 1672); А. И. У, А!» 69, П (г. 1681). 2) Стоглавъ, изд, Субботина, 192 — 193. 3) Алмазовъ, I, 404—410; Смирновъ, „Баби богомерзкія", 224—225. 4) Тексты, ѴШ, 9; XXXVI а 8. Ср. Замѣтки-, § 11, е. 5) Стоглавъ, изд. Субботина, 189. Въ грамотѣ архіеп. Пимена во Псковъ 1556 г*
предписывается: „чтобы православные христіане еретическихъ книгъ у себя не держали