Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 83 поганіи® *). Язычники издѣваются надъ христіанами, которые, можетъ
быть, еще по нетвердости въ вѣрѣ или по жаждѣ къ увеселеніямъ
приходили на игрища. Игрища эти, очевидно, носили тогда совершенно
языческій характеръ и устраивались именно „погаными®. Христіане пла¬
тятъ язычникамъ тѣмъ же—издѣвательствомъ, переходившимъ, употребимъ
здѣсь модное слово, въ хулиганство. „И обидѣлъ еси кого, хотя погана,
епитиміи 18 дній. Ли нехнулъ еси хотя погана, опитемья до вечера; и
ударилъ еси по лицу, онитемъи 12 дній... Ли нехнулъ еси человѣка у
калъ, хотя погана или скотину, постъ 6 дній®. Такія статьи читаемъ въ
одномъ изъ древнѣйшихъ русскихъ епитимейниковъ* 2). Среди смѣшаннаго
населенія не было лада. Христіанство, начавшее торжествовать, преслѣ¬
дуетъ язычество: христіане обижаютъ поганыхъ, клянутъ ихъ, бьютъ по
лицу, толкаютъ въ грязь,—это не организованное, а, такъ сказать, бытовое
преслѣдованіе побѣжденной вѣры. Въ ту эпоху, когда составлялся памят¬
никъ, язычники еще жили открыто, и церковная власть чрезъ епитимей-
никъ—руководство духовнику для наложенія епитимій—ие одобряла задор¬
наго поведенія вѣрующихъ относительно иновѣрцевъ. И совершенно
правильно: именно гуманное отношеніе къ заблуждающимся было самымъ
дѣйствительнымъ средствомъ привлеченія ихъ къ вѣрѣ. Но вотъ христіанство
окончательно торжествуетъ; язычество признается нетерпимой религіей
и должно таиться отъ преслѣдованій: моленія народнымъ божествамъ
происходили „не явѣ®, но „отай®3). Теперь церковь, вмѣстѣ съ княже¬
ской властью преслѣдуя язычниковъ, возлагаетъ на своихъ вѣрныхъ чадъ
обязанность доноситъ о скрывающихся поганыхъ. Въ требникахъ XIV и
XV вв. читаемъ такія статьи, вѣроятно, болѣе древнія по своему проис¬
хожденію: „Страхъ не повѣдавши иоганьства, 40 дній сухъ®. „Или не
повѣдалъ поганаго страха ради?® 4) Отсюда видно, что, таясь отъ преслѣ¬
дованій, язычники мстили своимъ врагамъ христіанамъ за доносы на нихъ
церковной власти; страхъ мести удерживалъ вѣрующихъ отъ доносовъ
на язычниковъ. Но церковь властью духовнаго отца наказываетъ 40-
дневной еіштиміей сухояденія такихъ не совсѣмъ ревностныхъ или недо¬
статочно смѣлыхъ христіанъ, требуя отъ нихъ энергичнаго содѣйствія въ
искорененіи язычества.—Когда въ 30-хъ и 40-хъ годахъ XVI в. Новгород¬
скіе архіепископы Макарій, потомъ Ѳеодосій принимали мѣры къ уничто¬
женію язычества среди финскаго населенія Вотской пятины, они больше
всего, повидимому, разсчитывали на содѣйствіе духовныхъ отцовъ двоевѣ-
ровъ. Въ грамотахъ обоихъ іерарховъ отмѣчено, что язычествующіе не *) Тексты, ХЫІ, А. Игрища па Руси носили языческій характеръ еще въ
к. XIII в., какъ это ясно изъ Посланія Іакова черноризца къ Ростовскому князю Ди¬
митрію Борисовичу (1281): „а ты храмлющая о вѣрѣ научи и нози текущихъ на игры
къ церкви обрати*. Тексты, XXXIX, 88—89; Замѣтки, § 42, и. 2) Тексты, XXIV, 5, 6, 15; Замѣтки, § 27, а. :і) См. ст. Смирнова „Бабы богомерзкія Сборникъ въ честь Ключевскаго, М.
1909, стр. 223-225. 4) Алмазовъ, ІП, 276, 155.