Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
80 ГД. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОДЬ ДУХОВНИКА. отцу духовному... дати меринъ чалъ санникъ" или „санникъ большой"г);
„отцу моему духовному Мартіану Митрофанову но душе моей меринъ
сѣръ четырехъ лѣтъ" 1 2). Въ одной духовной, принадлежащей служилому
человѣку, встрѣчаемъ разнообразные предметы, оставленные духовнику
на поминъ: кромѣ денегъ „пять ведеръ вина осмивергаковыхъ, два пуда
меду, два пуда пшена Сорочинскаго, псалтырь съ слѣдованьемъ, канун-
никъ“3). Крестьянинъ нач. ХУІІ в. оставляетъ духовнику скотъ, сѣно и
хлѣбъ; другой благословляетъ духовнаго отца на поминовеніе свое и своего
сына „четью ржи да двумя четями овса"4). Встрѣчается однажды дарованіе
духовнику въ пожизненное владѣніе земли завѣщателя: „а что я росчиет-
ной своей земли въ пустоши Мошковой далъ на поминъ души своей и
родителей своихъ отцу своему духовному... по смерть ево" 5). Количество денегъ, которое отказывалось лично духовнымъ отцамъ
ихъ умиравшими дѣтьми на поминъ, было далеко не одинаково, какъ это
наблюдается и на платѣ за сорокоустъ. Различіе зависѣло отъ степени
достатка завѣщателя, отъ расположенія его къ духовному отцу своему,
можетъ быть, отъ количества близкихъ наслѣдниковъ. Но во всякомъ
случаѣ, но имѣющимся даннымъ въ духовныхъ грамотахъ, эти суммы при
всемъ различіи никогда не были слишкомъ малы, а бывали иногда и очень
велики: онѣ начинаются съ полуполтины (1542), т.-е. 15 р. 75 к.—
20 р. 75 к. и доходятъ до 15 руб. (1586), что составляетъ на наши
деньги 900—1110 руб. Эта послѣдняя цифра исключельно большая нахо¬
дится въ духовной кн. йв. Мих. Глинскаго®). Конечно, приводимыя нами 1) Лихачевъ, 35; А. Ю. № 4=21; Сборникъ Щукина, III, 197. 2) Сборникъ актовъ Троицкой Лавры № 532 л. 649 об. Духовная кн. Мих. Аядр.
Куракина 1617 г. „Да отцу коему духовному Архангельсково собору священнику Захарыо
на поминокъ дати но моей душе пять рублей денегъ да лошадьДуховная Вас. йв. Нагого
1640 г. Сборникъ актовъ Троицкой Лавры № 530, л. 1025 об. 3) Лихачевъ, 91. *) Р. И. Б. XII, 613; А. Ю. № 424. 5) Лихачевъ, 103. 6) Лихачевъ, 66. Приводимъ таблицу суммъ, оставленныхъ на поминъ души по
духовнымъ XVI и XVII стол. начиная съ болѣе крупныхъ. 1568—70 тг., Мясоѣдъ Сем.
Вислой—3 р.=180—222 р., прежнему духовнику 5 р.~300—370. А. Ю. № 421, —1658,
инокиня Улита, мать устюжскаго гостя Кирилла Босого—30 р.—510 р. Р. И. Б. XII,
318.—Нач. XVI в., Леонтій Дмитріевъ—5 р.=315 — 415. А. Ю. № 415. Та же сумма,
1533—38. Вас. Ив. Беззубой; 1547—48, Сем. Ѳед. Киселевъ. Лишнею,>, 9, 20.—1680,
кн. Пелаг. Григ. Волконская—20 р.=340 р. Щукинъ, П, 197.—1560, Сем. Дм. Пѣшковъ-
Сабуровъ—5 руб.—300—370 р. Лихачевъ, 46. Та же сумма. 1598, Мих. Пушкинъ. Сбор¬
никъ Троиц. Л. № 530, л. 1010.—1640, Вас. Ив. Нагой—5 р.=? Сборникъ актовъ
Троиц. Л. № 530, л. 1025 об.—1620, Ив. Вас. ІЦелкаловъ—15 р.—210 р. Лихачевъ,
81.—1545—46, кн. Ив. Ѳед. Судцкой—3 р.—189—249 р.; другому духовнику столько
же. Тамъ же, 17.—1697, Илья Ѳед. Нестеровъ—10 р.—170 р. А. Ю. Б. I, стб, 550.—
1663 г. Маркеллъ, архіеи. Вологодскій—ту же сумму. Лѣтоп. Зан. Археогр. Коми., III,
ирил., 39. —1600—1601, Вас. Як. Волынскій—3 р.=180—222 (или 86 р.). Лихачевъ, 70.—
1559, йв. Аѳ. Тютчевъ—2 р.=120*-148 р. Тамъ же, 37. Та же сумма: 1565, кн.
Авд. Ив. Шемякина—Пронская и 1596, Никита Як. Аминевъ. Ѳедотов?»- Чеховской, I,