Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 79 одному 3 гривныг). я Да отцу моему духовному, читаемъ въ третьей духов¬
ной, Всесвяцкому священнику Селивестру по душе по моей за духов¬
ность два рубли денегъ, да на сорокоустъ рубль денегъи 2). Деньги и
вещи на поминъ и не трактуются вовсе какъ плата за трудъ, но какъ
даръ близкому человѣку, родному по духу, я имѣющему, такъ сказать,
нравственное право на часть наслѣдства. Что то была жертва или даръ,
а не плата, объ этомъ иногда свидѣтельствуютъ самые предметы, оставля¬
емые на поминъ,—иконы, которыя нельзя считать какъ цѣнность, хотя
онѣ бывали значительной и даже высокой стоимости: „да что со мною
на Тюмени образъ Пречистыя Богородицы Умиленіе въ кіотѣ обложенъ
серебромъ съ каменьемъ, на створѣ жъ праздники, и тѣмъ образомъ послѣ
своего живота благословляю отца своего духовнаго14; „да благословляю
отца своего духовнаго... образъ Антонія Римлянина44; „да отцу своему
духовному ...благословляю образъ Всемилостиваго Спаса въ кіотѣ44; „а
отца своего духовнаго благословляю образомъ Николая Чудотворца оклад¬
ной44; „дать отцу моему духовному Елисѣю Петровичу образъ Николы
Чіодотворца въ окладѣ Можайской44; „благословляю отца своего духовнаго
Божіимъ милосердіемъ — образъ Преображеніе Господа Бога и Спаса
нашего Іисуса Христа во окладѣ44 3). Оставлялись духовникамъ также
книги. „Имени ради Живоначальныя Троицы се язъ рабъ Божій Нифонтъ
далъ есми сію (книгу) житіе чудотворцево (претг. Сергія) отцу своему
духовному помииати ему душу мою14. Игуменъ Моисей жертвуетъ въ
Сергіеву Лавру стихирарь знаменной въ десть по духовномъ своемъ
с мнѣ Успенскомъ священникѣ Максимѣ; стихирарь этотъ „Максимъ, отходя
свѣта сего, отказалъ мнѣ Моисею 44 4). Благословляя духовника „Божіимъ милосердіемъ44, древне-русскій
завѣщатель, явно, представлялъ его въ числѣ очень близкихъ себѣ людей,
какъ бы роднымъ. И подобно тому, какъ родственникамъ по плоти, онъ
оставлялъ ему что-нибудь изъ вещей, всего чаще изъ одежды: кафтанъ,
шубу лисью подъ зендыо, кортелъ да душегрѣя, „однорядка лазорева
брюкитна, да шуба бѣлая хрептова нова, да терликъ тафтянъ44, „платно
изъ платья44 5). Отказывали копей: „а отказываю послѣ своего живота отцу
своему духовному... меренъ сѣръ нѣметцкой большой44; да „прежнему моему *) Духовная Влад. Бастанова послѣ 1682 г. Сборникъ кн. Хплкова, А’* 55. Духов¬
ная Анны Леонтьевой 1608 г. Р. И. В. ХГѴ, 198, 200. 2) Духовная Вас. Ив. Волынскаго 1611 г. Сборникъ актовъ Троицкой Лавры
■№ 532, л. 758. 3) Лихачевъ, 81; А. Ю. Б. I, стб. 557; Сборникъ Щукина, П, 197; Сборникъ кн.
Хилкова, 146; Сборникъ актовъ Троицкой Лавры № 530, л. 1352 об. Духовная Хари¬
тона Семенова 1634 г. А. Ю. Б. I, стб. 562. Всѣ эти духовныя XVII в. *) Арх. Леонидъ, Опис. ркп. Троицкой Лавры, II, 44, 333. См. еще сейчасъ ниже. 5) А. Ю. №№ 425, 421; С. Г. Г. и Д. I, № 131; Лихачевъ, 9 и 66 стр. „Да велѣлъ
есми дати по душе къ Пречистой на гору отцу своему духовному однорядку серу да
полполтины денегъДуховная Якова Андр. Горяйнова 1542 г. Сборникъ актовъ Тро¬
ицкой Лавры № 532, л. 858.