Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 77 ства возрастали, благодаря его энергичному воздѣйствію на вѣрующихъ
и сообразно обрядовому направленію религіозности тѣхъ столѣтій. При
этомъ сорокоусты заказываются не одному духовному отцу въ его храмъ,
но и въ монастыри, въ другія церкви, иногда сорокъ сорокоустовъ въ
сорокъ церквей. Понятно, что плата за сорокоустъ не была однообразна:
богатый и усердный человѣкъ давалъ больше, чѣмъ было принято, не
соображаясь съ обычной платой1). Отъ XVI ст. мы имѣемъ въ своемъ
распоряженіи не много указаній. Василій Ив. (въ иночествѣ Вассіанъ)
Ларіоновъ (1533—38) даетъ 1 руб. за сорокоустъ на соборъ Введенскій,
гдѣ служилъ его духовный отецъ2). Рубль первой полов. XVI в., но раз-
счету Ключевскаго, равняется 63—83 кредитнымъ рублямъ. Такова
плата за сорокоустъ въ это время. Изъ второй пол. XVI етол. имѣемъ
слѣдующія свидѣтельства. Кн. Авдотья Пронская (1565) заказываетъ: „да
къ 40 храмовъ давати на Москвѣ по рублю пѣти шесть недѣль по вся
дни",—выходитъ по 64—74 руб. на храмъ3). Крестьянинъ Ив. Ярыга
(1568) оставляетъ на сорокоустъ 20 алтынъ (36 р.~-44 р. 40 к.)4). Жи¬
тель Чердыни (1598) даетъ сорокоуста отцу духовному и на весь крылосъ
40 алтынъ (72 р.—88 р. 80 к.); а схимница Маремьяна (1562)—
всего 4 гривны (29 р. 60 к.)5). Также разнообразны данныя изъ
XVII ст., но они показываютъ, что плата за сорокоустъ въ общемъ
стала значительно ниже. Чаще всего встрѣчается 40 алтынъ, и, неви¬
димому, эго была принятая плата за сорокоустъ въ теченіе всего
столѣтія6). Крестьянинъ (1663) даетъ своему отцу духовному съ кли¬
рошанами 5 руб. денегъ мѣдныхъ московскихъ (на нашъ счетъ 8 р.
50 к.)7). Монастырскій слуга (1671) оставляетъ духовнику „рубль... на
обѣдни на шесть недѣль" (™17 р.)8). Очень богатый дворянинъ Влад.
Бастановъ (1682) платититъ за сорокоустъ своему духовнику 1Ѵ2 рубля,
т.-е. 25 р. 50 к. и кромѣ того оставляетъ ему на поминовеніе9). Дворя¬
нинъ Михаилъ Леонт. Мининъ (1698) оставляетъ духовному отцу съ при- !) Наіір., Леонтій Дмитріевъ нач. XVI в. оставляетъ на сорокоустъ и раздачу нищимъ
50 руб. А. Ю. № 415. На наши деньги это отъ 3150 до 4150 р. 2) Лихачевъ, Сборникъ актовъ, I, 9. Кн. Александра Беззубцова (въ монашествѣ
Евфроеииія) оставляетъ рубль въ сорокоустъ придѣльному священнику (не духовнику) въ
Рождественскомъ монастырѣ (1546). А. Ю. № 419. 3) Ѳедотовъ- Чеховской, Акта, относящ. до граад. раенравы въ др. Россіи, I, 226. 4) Р. И, Б. XIV, 81. 5) Сборникъ актовъ Троице-Сергіевой лавры А* 532, лл. 1081 об., 1242 об. 6) Духовныя Неонилы Созонтовой (1608) и Анны Леонтьевой (1608); 40 алт. тогда
равнялись 14 р. 40 коп. Духовная Михаила Цыварева (1614); изустная Дмитрія Бата
(1617); 40 алт. равнялись въ это время 16 р. 80 к. Р, И. Б. ХІУ, 191, 198, 231, 249.
Духовная жены посадскаго человѣка нижегородца (1649)=? Щукинъ, Сборникъ стар.
бумаг. въ архивѣ Щукина, И, 88. Крестьянина Никифора Едновскихъ (1672), крестьянина
Прокофія Бородкина (1691)=20 р. 40 к. Р. И. Б. XIV, 440; А. Ю. Б. I, стб. 568. 7) Щ&кшъ, Сборникъ, П, 57. в) А. Ю. Л= 427. ■ : 9) Сборникъ кк. Хшгпова, ,Ѵі 50.