Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
76 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. за заупокойныя литургіи: пять литургій—гривна кунъ, одна литургія—
6 кунъ. По вычисленію Прозоровскаго, гривна кунъ Русской Правды послѣ
времени Ярослава стоила отъ 3 р. 32 к. до 4 р. 17 к. нынѣшней моне¬
той; 30-кунная гривна новгородская стоитъ еще менѣе—2 р. 2525/н коп.1).
Такимъ образомъ за одну заупокойную литургію платили около 45 коп.2).
По древне-русскимъ правиламъ, нельзя было соединять по нѣскольку соро¬
коустовъ въ одинъ: заказная литургія служилась только по одному заказу,
или даже за одно лицо3). Въ виду этого всѣ расходы по службѣ несъ
заказавшій ее: онъ приносилъ свѣчи, долженъ былъ самъ покупать вино
и ладанъ. А такъ какъ вино и ладанъ съ дозволенія архіеп. Нифонта
держалъ самъ священникъ, то онъ получалъ съ заказчика и на этомъ,
однако не много: нѣсколько „вѣверицъ" или „векшъ41 по соглашенію4).
Впрочемъ возможно, что эти вѣверицы шли на храмъ. По крайней мѣрѣ,
такъ это было впослѣдствіи: въ двинской духовной грамотѣ, относимой
къ полов. ХІУ в., инокъ Артемій завѣщаетъ Николаевскому Чухченемскому
монастырю землю, а если взять ее не захочетъ игуменъ, духовный отецъ
завѣщателя,— „сорочекъ", „а святому Николѣ 30 бѣлъ на темьянъ445).
Въ духовныхъ XVII в. оставляется на сорокоустъ и отдѣльно 10 алтынъ
„на церковный обиходъ", „на свѣчи и на темьянъ"с;). Начиная съ пол. XVI в. и до конца XVII цѣны за заупокойныя
обѣдни можно прослѣдить по духовнымъ завѣщаніямъ7). Надо только
отмѣтить, что въ этихъ актахъ, повидимому, упоминаются одни полные
40-обѣденные сорокоусты, рѣже годовое поминовеніе. Значитъ, дѣло
служенія заупокойныхъ обѣденъ на Руси развивалось, доходы у духовен- *)*) Прозоровскій, Монета и вѣсъ въ Россіи до к. XVIII ст., 882. 2) Вычисленіе Голубинскаго, что одна литургія стоила 2 р. 40 к., едва ли вѣрно.
Исторія, I, 1 2, 538. 3) Тексты, XIX, 162. Ср. Срезпевскій, Свѣдѣнія и замѣтки, II, 312. Древне-русскій
священникъ каялся: „и сорокоусты держалъ два или три"; „или сорокоустыі два или три
во единомъ мѣстѣ пѣлъ буду". Алмазовъ, ПІ, 230; Опис. ріш. Моск. Син. Б-ки, III, ],
219. Ср. Голубинскій, Исторія, I, 2, 457—58. *) Кирика, 3. Прозоровскій опредѣляетъ векшу въ Р/27 коп. Дальнѣйшія слова
статьи: „рѣхъ ему: „а еже бы елико суботъ вышімати за того и до сорочинъ обаче
бываетъ много свѣчъ и вѣверицъ 40?—А то, рече, вельми добро, аще не своя недѣля
будетъ, а другому рещи: „помяни онсего аже бывый набоженка" Павловъ въ изданіи
Вопрошайія толковалъ такъ: „на однѣ свѣчи и сорочины, кладя за каждую по вѣверицѣ,
нужно 40 вѣверицъ". 5) Акад. А, А. Шахматовъ, Изслѣдованіе о двинскихъ грамотахъ XV в., 15 —
16. А. Ю. № 409, III. Прозоровскій признаетъ „сорочекъ"—40 бѣлокъ равными гривнѣ
кунъ. Мѣра и вѣсъ, 188. 6) Р. И. Б. XIV, 249 (г. 1617); 198 (г. 1608). 7) Изъ XV стол. имѣемъ одно свидѣтельство о платѣ духовнику за сорокоустъ
въ духовной инокини Евфросиньи (1454): „А дала есми то селище Дермлиговское своему
отцю духовному попу Васалыо Никольскому въ Озерецкое; то ему но мнѣ и сорокоустъ
а годовое, што хъ тому селищу иотягло исъ старины. А будетъ нону Василыо не до
селища, ино ему мимо монастырь и вотчина того селища не нродати никому". С, Шумаковъ,,
Обзоръ грамотъ Коллегіи Экономіи. Ч. О. И. и Др., 242 ч., 32.