Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
74 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. Божіи принести, иио священники освятятъ, да сами вкушаютъ и строителя
винограда да благословляютъ; и ко отцу духовному въ домъ посылати же".
Подобаетъ ко отцу духовному ^приходити и приношеніе ему давати отъ
своихъ плодовъ и трудовъ по силѣ" *). Мы уже видѣли, что въ Псковѣ
XVII ст. духовныя дѣти давали своимъ отцамъ вино. Благочестивые люди
древней Руси отлагали десятину своихъ доходовъ, какъ душевную часть;
ее раздавали они на церкви, на дѣла благотворенія; часть изъ этой деся¬
тины получалъ и духовникъ. „Подобаетъ намъ чтити сущія церковнаго
чина, клирики же и монахи, наипаче же іереи и отцы духовныя, яко
рабы и служители Божія, изряднѣе же архіереи и проповѣдники слова
Божія, съ подобающимъ благоговѣніемъ, и одесятствованіе своихъ имѣній
отдаяти имъ, яко присно молящимся Господу Богу о всѣхъ благочести¬
выхъ христіанахъ"* 2). Но, несомнѣнно, гораздо больше получалъ духовникъ отъ своего сына,
когда тотъ всего сильнѣе нуждался въ его молитвѣ, т.-е. предъ смертью
послѣдняго и послѣ смерти. На этотъ счетъ мы встрѣчаемъ довольно безза¬
стѣнчивую проповѣдь вымогательства со стороны духовенства. Въ одной
изъ статей, помѣщавшихся въ нашихъ древнихъ синодикахъ, говорится:
„Аще ли кто, имѣя что, преставится отъ житія сего, а не дастъ церкви
Божіи, ни отцу своему духовному, но оставитъ плотскому роду своему
(и вы опрочъ есте грѣха сего): ихже возлюби, и отъ тѣхъ и чаетъ пріяти,—
сѣяй плоть отъ плоти пожнетъ тлѣніе, сѣявъ въ духъ отъ духа пожнетъ
жизнь вѣчную" 3). Забота о будущей участи своей души у древне-русскаго
человѣка выражалась иногда въ странныхъ на нашъ взглядъ формахъ,
напр., въ служеніи сорокоуста при жизни. Этотъ обычай, перешедшій къ
намъ изъ Греціи, не вызвавшій даже осужденія архіеп. Нифонта, явился
какъ слѣдствіе экономической борьбы низшаго духовенства съ недобро¬
совѣстность!^ или скупостью вѣрующихъ. Есть прямыя указанія на то,
что многіе наслѣдники заботились очень мало о загробной участи умер¬
шаго и не исполняли его распоряженій о поминовеніи, произвольно сокра¬
щали сумму, оставленную для раздачи по душѣ. Одно древнее Поученіе
съ именемъ Василія Великаго предостерегаетъ вѣрующихъ не надѣяться
на своихъ женъ, не оставлять въ ихъ распоряженіе имущества. Оно
изображаетъ, какъ вели себя жены, когда больной мужъ раздавалъ задушье.
„Мнози бо суть лгены, егда въ болѣзни мужъ будетъ, хощетъ даати Бога
ради имѣнія, жена же плачетъ, умильно лжуще, дабы мужъ не раздаялъ
имѣнія, ротитъ бо ся много и глаголетъ: „сѣсти (т.-е. клянется, обѣщая
остаться вдовой) по тебѣ хощу или постригуся"; но не исполняютъ того
многи жены"... Обманщица ловко достигаетъ своей цѣли. „Жена же,
плачущи, глаголетъ: ,га мнѣ что ясти, постригайся по тебѣ"? Онъ же А) Домострой, изд. А, С. Орлова, 13, изд. Яковлева, 12—13, 88: ср. 4 ахюст. мр. 2) Проф, Е. Питуховъ, Очерки изъ литер. исторіи Синодика, 357. 3) Проф. Д. И, Абрамовичъ, Софійская б-ка, I в., ЬХП. Хр. Ж. Лопаревъ, Опио.
ркп. Обіц. Люб. Др. Пиеьм., II, 37; Пѣтуховъ», о. с., 128, пр.