Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 73 чѣмъ прихожане. Древній проповѣдникъ, обличая духовенство въ мздоим¬
ствѣ, въ разныхъ способахъ стяжанія, употребляетъ такое выраженіе:
„чужая грѣхи ѣмы“, т.-е. даетъ знать, что главный источникъ богатства
священниковъ—сборы, съ духовныхъ дѣтей1). Въ греческихъ правилахъ
запрещалось духовнику искать съ исповѣдаюіцагося платы „словомъ или
маніемъ а, потому что это неприлично духовному отцу и даже законо¬
преступно2). Пашъ Стоглавый соборъ запретилъ вымогательство за таин¬
ства крещенія, покаянія, причащенія и за постриженіе въ иночество, но
едва ли вооружался онъ противъ добровольной и опредѣленной обычаемъ
платы3). Московскіе цари въ к. XVII ст. давали Благовѣщенскому протопопу
за исповѣдь 100 рублей (па наши деньги около 1700) и сверхъ того сукно въ
5 руб., да 50 ведеръ вина и 70 пудовъ соли; за причастіе въ к, XVI в—
„12 аршинъ бархату венедицкаго гладкого, цѣна но рублю аршинъ, 13
аршинъ камки венедицкой червчатой, цѣна по 19 алтынъ и по 2 деньги
аршинъ; да изъ Большого приходу 50 рублевъ денегъ'1, въ общемъ на
69 руб. 108 денегъ, что на нашъ счетъ составитъ большую сумму 4170 р.—
5153 р.4). Но такая плата, разумѣется, исключеніе; вообще исповѣдь и
причащеніе оплачивались дешево: за первую платили въ XVII в. 6 денегъ,
за второе 2 д.5). Архіеп. Нифонтъ упоминаетъ даровъ, который давался
духовнику за молитву, вѣроятно, въ Пасху, Петровъ день, Рождество6). Духовный отецъ получалъ отъ своихъ дѣтей почетные подарки и не
за труды свои. Въ Домостроѣ предписывается посылать духовнику начатокъ
плодовъ. „А пошлетъ Богъ какихъ овощевъ въ своемъ огородѣ, ино въ
началѣ убрати, что поспѣло отъ всякихъ плодовъ; первѣе же къ церкви 1) Поученіе св. Евсевій. Сборникъ XIV—XV в. Б-ки гр. Уварова № 579 (936),
л. 47. Посошковъ пишетъ: „Вельми бойся умножати дѣтей духовныхъ. А и собирай ихъ
не ради своего какова прибытка, но ради прибытка Божія Завѣщаніе отеч., 214. 2) Павловъ, Номок. Б. Требн., 189. 3) Стоглавъ, гл. 45. „По священнымъ дравидамъ апостольскимъ и отеческимъ якож
иишетъ: аще который епископъ или ырезвитеръ освященная продастъ, или отдастъ, или
освоитъ, или отъ крещеніа у кого, или отъ покаянія, или отъ причастія поспросить, или
который игуменъ отъ чернечества восиросить селико или толико злата и сребра, всіи
таковіи да извержутся по священнымъ правиломъСр. гл. 50. Невидимому, на эти
постановленія ссылался архіеп. Аѳанасій Холмогорскій, запрещая брать плату за исповѣдь.
В. Верюжскщ Аѳанасій Холм., 177 “8. 4) Матеріалы для исторіи, археологіи и статистики г. Москвы, т. И, 446 (г. 1699);
Д. А. И. I, № 1Б1 (1584—85 гг.), стр. 200; ср. Г, Любимовъ, Истор. обозрѣніе способовъ
содержанія духовенства2, 134—5.—Здѣсь и ниже переводимъ на нашъ счетъ обозначеніе
суммъ, руководясь писанною въ 80-хъ годахъ прошлаго столѣтія статьею Ключевскаго Рус¬
скій рубль XVI—XVIII в. въ его отношеніи къ нынѣшнему. Опыты я изслѣдованія, I. 5) В. Берюжскгй, ІЬИ- ТІроф. Ж. М. Богословскій, Земское самоуправленіе, II,
30, 1 нр.: „отъ причащенія имать по 2 деньги". Въ юго-западной церкви въ перв.
полов. XVI в. установлена была такса за исповѣдь ставлениковъ—6 грошей. А. Ю.-З.
Р. I, 106, 125; II, 140. Въ полов. ХѴІП ст., какъ видно изъ одного контракта священ¬
ника съ прихожанами, за исповѣдь платили конейку или денежку, кто что съ добро¬
хотства своего дастъ. Проф. II. Б. Знаменскій, Приход. духовенство со времени
реформы Петра, 674. 6) Вопр. Иліи, 20.