Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
70 ГЛ. Ш. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. И дѣти духовныя часто приглашали къ себѣ духовника или посѣщали его,
спрашивали о семейномъ благоустроеніи: „како учити и любити мужу жена
своя и чада и женѣ мужа своего слушати“1). Семейныя торжества въ древ¬
ней Руси, напр., свадьбы не обходились безъ участія духовныхъ отцовъ2).
Дѣти окружали духовника почетомъ, при встрѣчѣ низко били ему челомъ.
На пиру въ древности гости разсаживались и вели себя сообразно съ
общественнымъ положеніемъ3): духовникъ занимаетъ здѣсь высокое мѣсто
и играетъ видную роль. Русское Поученіе противъ пьянства съ именемъ
Василія Великаго рисуетъ изобразительную картину древняго пира. Въ
началѣ все идетъ „мирно, кротко и благоуспѣшно1% „предъ старѣйшими
молчаніе, премудрѣйшихъ послушаніе". Потомъ, послѣ четвертой чаши
поднимается шумный говоръ бесѣды. „И начнутъ бесѣды благи бесѣдовати
кождо о своей потребѣ разумнѣй. Наказаніе любятъ, премудрыхъ фило¬
софъ ищутъ, философи языкъ на отвѣтъ готовятъ, углубляютъ удицу слова
въ глубину божественнаго разума, ^простираютъ мрежу святаго писанія
въ море словесныхъ рыбъ, острятъ мысль заклати неразумныя въ разумъ
истинный". И вотъ духовные отцы на этихъ пирахъ были почетными
застольными ораторами. „Отци духовніи на спасеніе своихъ чадъ учатъ,
въ покаяніе зовутъ, къ вышнему Іерусалиму путь кажутъ. Таже и простая
чада кождо свою потребу глаголютъ", замѣчаетъ Поученіе4). Духовные отцы
не приравниваются здѣсь къ нищимъ или убогимъ и отличаются даже
отъ „простыхъ чадъ10.—Монахи-духовники князей и княгинь не рѣдко дѣла¬
лись потомъ епископами5).—Всякое опредѣленное положеніе создаетъ со¬
отвѣтствующій отрицательный типъ, развивая извѣстные недостатки класса. х) Домострой, 14 гл., см. выше, стр. 48, 1 нр. „А отца духовнаго к себѣ призывайте
почасту, да съ нимъ спрашивайтесь), да той васъ, чада, наставляетъ на вся добрая
дѣла, еже лѣдо крестіяномъ творити, а къ нему любовь и вѣру дерьжите иеоскудну".
„Отъ правилъ св. Отецъ, како лѣпо крестытомъ со женами своими жити". Сборникъ
XVII в. Ундодьскаго № 44, л. 60. Примѣръ посѣщенія духовнымъ сыномъ своего отца
духовнаго см. А. Э. 1, № 238, стр. 248—9. 2) Посошковъ пишетъ: „И на твой обѣдъ пригласи... отца духовнаго своего, такозде
и невѣстина духовнаго отца". Завѣщ. отеческое, 21. Объ участіи духовника на царскихъ
свадьбахъ см. Котоштина2, 6—9. 8) Житія прел. Авраамія Смоленскаго, 8; Слово о друзѣхъ,—Лоиомарем>, Памят¬
ники, ІП, 110; ср. Опис. ркп. Румянц, Музея. 31—32. 4) Срезпевскій, Свѣдѣнія и замѣтки, II, 321—322; Пономаревъ, III, 95. Ср. Тексты,
ХЫІ, 8-9. 5) Ѳеоктистъ, игуменъ Печерскій, духовникъ Черниговской княгини, супруги Давида
Игоревича и, можетъ быть, самого князя, поставленный потомъ епископомъ Чернигов¬
скимъ; Адріанъ, игуменъ Выдубецкій, духовникъ вел.- кн. Рюрика Ростиславича, впослѣд¬
ствіи епископъ Бѣлгородскій (Ипат. Л., 197, 448, гг. 1112, 1190); Симонъ, игуменъ
Владимірскаго Рождественскаго монастыря, духовникъ великой княгини Маріи, супруги
Всеволода III, бывшій потомъ епископомъ Владимірскимъ; Пахомій, игуменъ ростовскаго
Петровскаго монастыря, духовный отецъ кн. Константина Всеволодовича, потомъ епископъ
Ростовскій; Кириллъ, игуменъ Владимірскаго Рождественскаго монастыря, духовникь
кя. Василька Константиновича, послѣ епископъ Ростовскій. Лавр. Л.3, 403, 416, 433-
434) гг. 1206, 1214, 1231.