Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
68 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЙ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 4 помѣта: „поставить жъ суду44. Корѣпинъ отданъ былъ на поруки въ томъ,
что великимъ постомъ этого 1686 г. онъ пойдетъ на исповѣдь жъ своему
отцу духовному, станетъ являться въ церковь и отца духовнаго будетъ
„во всякомъ послушаніи и о всякомъ духовномъ дѣлѣ спративатца®.—
Въ 1691 г. билъ челомъ тому же архіепископу священникъ Прокопьев¬
скаго собора въ Устюгѣ на своего духовнаго сына—таможеннаго подъячаго
Родіона Гребеневыхъ „въ томъ, что онъ Родіонъ по многое время меня,
богомольца твоего, бранитъ и всякіе неистовые слова говоритъ, и священ¬
ству рутаетца, и во всякомъ церковномъ ученіи чинитца непослушенъ®.
Родіона сыскали, привели въ устюжскій Архангельскій монастырь и по¬
садили подъ началъ, „и будучи ему въ монастырѣ велѣно на братью мука
сѣять®. Черезъ два дня произошло примиреніе. Духовный сынъ смирился:
билъ челомъ отцу своему душевному, просилъ прощенія и въ брани, и
въ неистовыхъ словахъ, и въ священническомъ руганіи, и въ непослуша¬
ніи церковному ученію, впредь обѣщалъ не чинить никакой противности,
быть во всемъ послушнымъ. Духовникъ во всемъ простилъ Родіона, й
послѣдній освобожденъ былъ изъ-подъ начала1). Такимъ образомъ епархіалная власть если и вмѣшивалась иногда во
взаимныя отношенія отца дѣтей духовныхъ, то всякій разъ для того,
чтобы эти отношенія сдѣлать нормальными, а вовсе не за тѣмъ, чтобы
контролировать жизнь покаяльной семьи или ограничивать власть духов¬
ника. Епископъ въ этихъ случаяхъ только судилъ, возстановляя нрава
духовника, нарушенныя его чадомъ иногда вмѣстѣ съ другимъ духовни¬
комъ. И священники, какъ показываютъ приведенныя данныя, жалуются
епископамъ на духовныхъ дѣтей своихъ лишь' въ случаяхъ нарушенія
своей духовнической власти, чтобы найти себѣ защиту. Но едва ли слу¬
чайность то, что мы почти не встрѣчаемъ жалобъ епископамъ со стороны
духовныхъ дѣтей на отцовъ2). Аналогія юридическаго положенія естест
венной семьи въ древней Руси и покаяльной выходитъ довольно полная
Съ точки зрѣнія древне-русскаго обычнаго права совершенно понятіи»
наказаніе дѣтей за преслутаніе родительской воли или за обиду родителямъ,
но наказаніе отцу за превышеніе своей власти или злоупотребленіе ею
дѣло невозможное. 1) Р. И. Б. XII, 708—7X1; 1027—1028. 2) Въ 1698 г. заготовлена была челобитная церковныхъ старостъ и прихожанъ
Архангельскаго прихода Пачеозерской волости на безчинника и буяна попа Никиту,
бывшаго въ то же время и духовникомъ большинства прихожанъ. Но челобитная эти
ие была послана. Въ ней между прочимъ сказано, что Никита „но извѣту дочери сіи»
духовные Софьицы Ивановы въ блудномъ дѣлѣ, у Соли съ очные ставки и битъ шелг
памии. Но это жалоба за дѣяніе, не терпимое въ отношеніяхъ духовника къ дѣтямъ
Р. И. В. XII, 1448—1455. Ср. проф. М. М. Богословскій, Земское самоуправленіе, П,
31 — 32. Другой случай: въ 1677 г. Кирила Григорьевъ билъ челомъ царю Ѳедору Л и-
ксѣевичу на своего приходскаго священника и духовнаго отца Георгіевскаго попа Іу.иу
Ѳедорова, обвиняя его въ разныхъ предосудительныхъ дѣлахъ и обидахъ себѣ. Сборникъ
кн. Хилкова, № 97,