Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. II, НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. €7 и церковники и всѣ православные христіане будутъ непослушливы и
непокорливы, и протопопомъ и попомъ на дѣтей духовныхъ, и на цер¬
ковниковъ, и на всѣхъ православныхъ христіанъ, извѣщать святѣйшему
патріарху, и тѣмъ непослушливымъ православнымъ Христіаномъ въ ихъ
непослушаньѣ и въ безчинствѣ государевъ указъ будетъ". Изъ собор¬
ныхъ статей 1667 г. узнаемъ, что дѣла но обвиненію духовныхъ дѣтей
ихъ отцами въ непослушаніи разсматривалъ патріаршій разрядъ1). И
дѣйствительно, изъ второй полов. XVII в. мы имѣемъ рядъ дѣлъ, пока¬
зывающихъ, какъ энергично вступалась церковная власть за обиженныхъ
духовниковъ. Въ іюлѣ 1668 г. Тихвинскій архимандритъ Іона прислалъ
Новгородскому митрополиту Питириму заручную челобитную двухъ поповъ
Пашскаго Кожельскаго погоста Уліана да Андрея на помѣщиковъ брать¬
евъ Кобылиныхъ Гаврилу и Тимоѳея въ томъ, что Гаврила попа Уліана
при свидѣтеляхъ за бороду дралъ, а Тимоѳей хотѣлъ убить его чеканомъ
до смерти, оба похвалялись смертнымъ убійствомъ и всякимъ дурномъ на
домы ихъ, на погостъ часто приходятъ съ оружіемъ и бранятъ причтъ
всякою неподобною бранью. Сверхъ того Тимоѳей не бываетъ вовсе на
исповѣди. Между тѣмъ Гаврила Кобылинъ духовный сынъ Уліана, его
мать вдова духовная дочь ему, дворовые люди также. Архіепископъ рас¬
порядился подвергнуть церковному отлученію не только домъ Кобылиныхъ,
но и дворовыхъ и крестьянъ ихъ: запретилъ ходить къ нимъ съ требами,
пускать ихъ всѣхъ въ церковь, принимать отъ нихъ приношенія. Нару¬
шителямъ этого заказа грозило жестокое наказаніе и духовное запрещеніе.
Прошло полгода, и отлученіе съ Кобылиныхъ, ихъ людей и крестьянъ
было снято. Очевидно, виновные раскаялись и выпросили прощеніе у
обиженнаго духовнаго отца2).—Въ 1686 г. билъ челомъ Устюжскому
архіепископу Александру священникъ Торженской волости Авдѣй Хари¬
тоновъ на своего духовнаго сына Авдѣя Корѣпина, обвиняя послѣдняго
въ томъ, что онъ не бываетъ въ церкви, является на погостъ въ праздники
только для сваровъ и тяжебъ, къ отцу духовному не ходитъ ни на бла¬
гословеніе ни на исповѣдь, какъ и его семья, а сынъ Корѣпина Ларіонь
лѣтъ уже съ 10 не бывалъ на-духу. На прошлой Пасхѣ Корѣпинъ и
его семья не подходили ко кресту, свѣтлому воскресенію не радовались,
„Христосъ воскресе" не говорили. Однажды произошло открытое бурное
столкновеніе между отцемъ и сыномъ духовными. Въ избѣ дьячка Корѣ¬
пинъ, тіо", .словамъ челобитной, напалъ на священника, называлъ его бѣ¬
сомъ, ударилъ въ голову дубиною и по рукѣ и тѣмъ ударомъ руку пере¬
шибъ, бранилъ всякою скаредною бранью, похваляясь выгнать его изъ
прихода. Священникъ проситъ оборонить его отъ озорства и нападокъ
Корѣпина, принудить послѣдняго ходить на исповѣдь, чтобы ему самому
не подвернуться пенѣ отъ святителя за этотъ безпорядокъ. На челобитной * 3]) А. Э. IV, № 821; ср. № В34, II. <№155: „Отцы духовные бьютъ челомъ на
дѣтей своихъ духовныхъ въ непослушаній и во всякомъ безчиніи", 3) А. И. IV, № 205,