Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
66 гл. 13. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА, тельство высшей власти становилосъ неизбѣжнымъ. Въ грамотѣ новопоста¬
вленному священнику, памятникѣ, вѣроятно, русскомъ и ранѣе к. XIII в.,
отъ лица епископа говорится священнику; „а отъ иного попа отгоненнаго
ты не дріими; пріиметь ли кто таковаго, мнѣ возвѣсти ". Мы уже
видѣли, какъ строго наказывать предписывалъ митр, Фоіій того священ¬
ника, который приметъ чужого сына, находящагося подъ епитиміей, безъ
воли и отпуска его духовника: виновный священникъ подлежитъ запре¬
щенію и долженъ оставить служеніе, пока „останется отъ таковыхъ"1).
Въ древней Руси къ св. причащенію допускали съ большою осторожностью;
причащали обычно дѣтей духовныхъ сами духовники, а если посторонніе
священники, то лишь съ дозволенія или по порученію духовника. Если
же этотъ порядокъ нарушался, подвергались наказанію со стороны епи¬
скопа—священникъ запрещенію священнослуженія на 5 лѣтъ, мірянинъ,
если онъ былъ отлученъ отъ пріобщенія, отлучался отъ церкви на 3 года2).
И извѣстенъ случай, когда Новгородскій архіепископъ Евѳимій потребо¬
валъ къ себѣ на судъ псковскаго священника, причастившаго чужого
духовнаго сына, который былъ причащенъ ранѣе послѣ исповѣди. „Что
есте, сынове, пишетъ архіепископъ (1426) въ Псковъ духовенству, при¬
слали къ мнѣ свое челобитье и грамоту, извѣщеніе творя о священничь-
скомъ чину и о иныхъ веіцехъ, что сдѣяся у васъ неподобно, чрезъ
правила св. Отець, что попъ далъ другый Дары, а ему не сынъ душевный
тотъ человѣкъ; а преже того, сказываетъ, что иной попъ того человѣка
повоялъ и Дары ему далъ: и вы, сынове, того попа, что въдругіи давалъ
Дары, пошлите ко мнѣ, о тамо ему нѣти съ собою не велите"3). Какъ
наказанъ былъ виновный священникъ, неизвѣстно. Съ половины XVII стол. надзоръ церковной власти ,за покаяльноіі
семьей становится постояннымъ и очень внимательнымъ. Два обстоятель¬
ства вызвали это: разстройство покаяльной семьи, выразившееся въ томъ,
что вѣрующіе говѣли очень неисправно, а затѣмъ появленіе старообряд¬
ства. Въ борьбѣ съ противниками пришлось церкви мобилизировать свои
силы, и она прежде всего- взялась за духовника, стараясь его сдѣлать
органомъ надзора за вѣрующими. Понятно, что для этого прежде всего
требовалось поддержать авторитетъ и власть духовника. Въ окружномъ
патріаршемъ наказѣ (1646) предписывается духовенству заставлять духов
ныхѣ дѣтей говѣть въ великій постъ, такъ чтобы безъ покаянія ни одна
душа христіанская не была: „а которые дѣти духовные отцемъ духовнымъ *) Р. И. Б. VI, 507; 429—30. Ср. выше, стр, 61. 2) Тексты, XXV, 33. „Аще кто запрещеніе пріиметь отъ отца духовнаго не при
чаотитися, презрѣвъ повелѣніе отца своего, да отлучитъ его архиереи отъ церкви лѣтъ :і,
яко ли от дома его просѳѵры пріимати ереомъ, подобаетъ бо связавшему раздрЗщішіі.
Аще ли инъ свяжетъ, а другій раздрѣшитъ, раздѣленіе въ нихъ клеилется, а Христосъ
не раздѣлися. Аще убо покается, да пріимется на причащеніе, писано бо есть, яко гри
дувдаго ко Мнѣ не иждену вонъ". Сборникъ XVI в. Солов. Б-вл Д» 685, д. 114. Къ
болгарскомъ Сборникѣ XIV—XV в. И. Пуб. Б-ки, И. № 90, л. 71, статья эта короче,
до словъ „подобаетъ бо“; вѣроятно, здѣсь она усѣчена. 3) Р. И. Б. VI, 473.