Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. II. нравственной и бытовое положеніе духовника. 65 духовнаго сына требовалъ вмѣшательства судебной власти епископа. Бла¬
говѣщенскій священникъ Симеонъ донесъ митр. Макарію на своего духов¬
наго сына вольнодумца Матвѣя Башкина, при чемъ открылъ митрополиту
даже часть бесѣды на исповѣди, явно нарушая тайну исповѣди1). Въ
Разрядной книгѣ 1675 г. записано краткое извѣстіе о Григоріи Еосаговѣ,
на котораго духовникъ его подалъ извѣтъ, будто онъ держитъ у себя
еретическія книги, и по тому иЬвѣту царь приказалъ Косагова послать'
къ патріарху для изслѣдованія и очной ставки съ обвинителемъ2). Ниже
будетъ отмѣчена роль древне-русскаго духовника въ надзорѣ за поведе¬
ніемъ священнослужителей, и мы увидимъ, что духовники, не привыкшіе
переносить въ высшую инстанцію судъ надъ своими дѣтьми духовными,
расправлялись сами съ падшими лицами духовнаго сана, наказывая *ихъ
какъ мірянъ обычными епитиміями, даже временно не возбраняя имъ свя-
щенно служеніе. Но епископъ вмѣшивался въ жизнь покаяльной семьи, во взаимныя
отношенія отца духовнаго къ дѣтямъ, когда порядокъ этихъ отношеній
нарушался какимъ либо образомъ, чаще всего тогда, когда страдала власть
духовника. И надо сказать, что это вмѣшательство изъ рѣдкаго и эпизо¬
дическаго со временемъ, къ концу древне-русскаго періода становится
обычнымъ. Бывали случаи, что духовныя дѣти переставали повиноваться
своему духовнику: не приходили къ нему на покаяніе, не причащались
св. Таинъ, не являлись въ церковь. Тогда духовникъ вынужденъ былъ
жаловаться владыкѣ. Сохранилось въ рукописи ХУІ в. Посланіе какого-то
митрополита къ такимъ непокорнымъ дѣтямъ. Владыка приглашаетъ ихъ
исправиться—оказывать повиновеніе и почтеніе своему духовному отцу
и грозитъ въ противномъ случаѣ поступить съ ними по правиламъ3).
Смоленскіе священники и игумены нач. XIII в. обвиняли преподобнаго
Аврамія предъ епископомъ между прочимъ въ томъ, что онъ обратилъ
къ себѣ духовныхъ дѣтей ихъ („уже наши дѣти вся обратилъ есть*).
Очевидно, они разсчитывали, что епископъ разсмотритъ дѣло о самоволь¬
номъ переходѣ ихъ духовныхъ дѣтей къ Аврамію; въ противномъ случаѣ
не было имъ смысла и жаловаться4). Согласно предписанію Московскаго
собора 1666—67 гг., приведенному выше, епископъ или „кому онъ ука¬
жетъ* разбиралъ споръ между духовниками, возникшій въ томъ случаѣ,
когда духовный сынъ одного временно и по нуждѣ оставлялъ своего
духовника и исповѣдался другому. Вообще дѣло осложнялось, когда нару¬
шенію власти духовнаго отца содѣйствовали другіе духовники; тогда вмѣша¬ *) А. Э. I, № 238, ІИ, стр. 248. 2) Дворд. Разряды, III, 1288. Ср. Аѳанасьеву Поэтич. воззрѣній, III, 628. 3) Р. И. Б. VI, 893—894. Ср. Голубинскій, — Исторій, II, 1, стр. 884 йп.—Посла¬
ніе это приписываетъ митр. Іонѣ. 4) Житія преп. Аврамія Смоленскаго. Памятники др.-русской литературы, вып. I.
Йзд. Отд. Рус. Яз. и Словесн. И. Ак. II., подъ ред. С. И. Розанова, стр.. 10. Оправда¬
ніе для нреп. Аврамія по мысли жизнеописателя въ томъ, что санъ священства взимаютъ
невѣжды, стр. 5.