Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
62 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. дили изъ одного княжества въ другое. Дружина или бояре пользовались
правомъ отъѣзда въ теченіе всего удѣльнаго періода. Крестьяне перехо¬
дили отъ одного землевладѣльца въ другому вплоть до к. XVI в. Наконецъ,
и само духовенство, особенно приходское, вело скитальческій образъ жизни
до XVIII стол. При этихъ условіяхъ было очень мудрено сохранить пра¬
вила о несмѣняемости и единствѣ духовнаго і отца. Сколько духовниковъ
иногда смѣнялъ древне-русскій человѣкъ въ теченіе своей жизни, можемъ
показывать примѣръ старца Германа, судившагося въ 1666 г. за проти¬
вленіе книжнымъ исправленіямъ. На допросѣ Германъ сказалъ, что, живя
въ міру до 30 лѣтъ, онъ съ женою держалъ духовнымъ отцомъ арзамас¬
скаго протопопа Трофима; постригшись послѣ смерти жены въ Троицкомъ
монастырѣ на Пьянѣ и проживъ тамъ три года, онъ имѣлъ трехъ духов¬
никовъ: Діонисія, который его постригалъ, Филарета и Герасима; когда
онъ ушелъ изъ этого монастыря и основалъ свою пустынь на Сурѣ,
духовнымъ отцомъ его былъ черный попъ Исаія, пришедшій черезъ годъ
въ его пустынь; когда пустынь опустѣла отъ разбойниковъ, Германъ
исповѣдывался по нуждѣ—въ болѣзни у бѣлаго священника Аврамія изъ
села Аргаша. Итакъ у старца Германа перебывало шесть духовниковъ1).
Приходская жизнь древней Руси съ ея огромными безпорядками еще менѣе
содѣйствовала строгому выполненію правилъ о духовнической несмѣняемости.
Ниже будутъ приведены свидѣтельства о томъ, какъ прихожане, не хотѣвшіе
исправно говѣть, выгоняли отъ себя настойчивыхъ священниковъ. . Здѣсь
приведемъ одну характерную челобитную изъ к. XVII в., ярко вскрыва¬
ющую нестроенія приходской жизни, при которыхъ совершенно попирались
высокія требованія покаянно-семейнаго строя. Исидоръ, священникъ
Брусенской слободки, бьетъ челомъ (1687) Устюжскому архіепископу
Александру на своихъ дѣтей духовныхъ, церковныхъ старостъ Кондрашку
и Левку Галецкихъ, горлановъ, ябедниковъ, обидчиковъ, разорившихъ
церковь, при которой старостшш. Исидоръ ихъ унималъ. „И они окаян¬
ные во всемъ мнѣ отцу своему духовному учинились преслушны и отъ
церкви мнѣ отказали безъ вашего архіерейскаго указу. И я, богомолецъ
твой, за то ихъ преслушаніе и за неисправленіе и за многіе ихъ кресть-
яномъ обиды и всякіе неправды, по правиломъ святыхъ Апостолъ и Отецъ
- хотя ихъ иснравити, чтобъ отъ такой неправды престали, отъ святые
церкви и отъ потребъ отлучилъ было ихъ на время; и они преелушники
того моего запрещенія не послушали и положили ни во что, и для про¬
щенія ко мнѣ отцу своему духовному не бывали тому лѣтъ съ десять;
и нынѣ они подъ тѣмъ же моимъ запрещеніемъ и подъ клятвою и въ
прежнихъ своихъ во всякихъ неправдахъ и обидахъ пребываютъ, и у меня
и у иного ни у ково у отца духовнаго онъ Кондрашка не бывалъ по
нынѣшноЙ 195 годъ. А нынѣ принялъ его на исповѣдь священникъ
Іяковъ, котораго они жъ Кондрашка и Левка взяли изъ Брусные волости *)*) Субботинъ, Матеріалы, I, 469—471. Въ Нижегородской губ., какъ мы слышали,
держится повѣрье, будто человѣкъ, перемѣнившій десять духовниковъ, долженъ помереть.