Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. II. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 59 ній, чѣмъ приведенныя духовныя. Его можно наблюдать уже въ началѣ XIV в.
У кн. Михаила Яросл. Тверского (ф 1318) упоминаются въ Повѣсти о
его убіеніи въ Ордѣ три духовника—игуменъ Іоаннъ, съ которымъ князь
простился на рѣкѣ Нерли, игуменъ Александръ, поѣхавшій съ нимъ въ
Орду и тамъ прогнанный отъ князя его врагами1); въ нѣкоторыхъ лѣто-
шеяхъ духовнымъ отдемъ князя Михаила называется еще игуменъ Маркъ,
исповѣдавшій и пріобщившій его св. Таинъ въ день кончины2). Вѣроятно,
постояннымъ духовникомъ кн. Михаила былъ игуменъ Іоаннъ, оставшійся
въ Твери, а два остальныхъ игумена исповѣдывали его только во время
путешествія. Не такимъ же ли путемъ накопились по три духовника и у
Московскихъ князей XIV стол.—Ивана Калиты и Ивана Ивановича?
Еще одинъ примѣръ смѣны духовника, какъ это открывается изъ древ¬
нихъ духовныхъ. Аксинья Степ. Клевусова (1614) пишетъ: „Да, въ
осаде живучи, занела на нужду денегъ Живоначалныя Троицы Сергіева
монастыря у стардя Антонія Корсакова денегъ (!) четыре рубли зъ грив¬
ною и въ тѣхъ есми денгахъ на собя и на отца своего духовнаго старца
Антонія Корсакову (!) и паметь дала, и пожаловати государемъ властемъ:
меня грешную душу не положи™ въ долгу и деньги старцу Антонію Кор¬
сакову заплатитиКлевусова, очевидно, исповѣдывалиеъ старцу Антонію
по нуждѣ во время осады Троицкой лавры. Кромѣ этого временнаго духов¬
ника у иея еще двое: Никольскій священникъ Богданъ Никитинъ, насто¬
ящій духовникъ ея, и „Городецкаго посаду Пятницкій попъ Василій, прежній
отецъ духовной", который и засвидѣтельствовалъ духовную Клевусовой3).
Итакъ, исповѣдайсь у постороннихъ священниковъ по нуждѣ и не мѣняя
постоянныхъ духовниковъ своихъ, древне-русскій христіанинъ наживалъ
себѣ новыхъ духовныхъ отцовъ, съ которыми не разрывалъ связей по
миновеніи нужды. Если въ первыхъ приведенныхъ примѣрахъ духовныхъ
мы видѣли приложеніе принципа несмѣняемое™ по отношенію къ посто¬
яннымъ, такъ сказать, ординарнымъ духовникамъ, то въ трехъ послѣднихъ
тотъ же принципъ прилагается къ временнымъ, случайнымъ или экстра¬
ординарнымъ. Вотъ почему и возникала иногда „пря“ между двумя духов¬
никами изъ за духовныхъ дѣтей послѣ ихъ возвращенія изъ путешествія
или исцѣленія отъ болѣзни, какъ это отмѣчено соборомъ 1667 г. Между
тѣмъ вся совокупность приведенныхъ свидѣтельствъ даетъ знать, что въ
этихъ случаяхъ дѣйствовалъ порядокъ, установленный еще архіеп. Нифо¬
нтомъ: согласно его установленію, вѣрующіе смѣняли духовниковъ, но, какъ
онъ же предписывалъ, не разрывали съ ними связей, продолжая именовать
ихъ духовными или душевными отцами, рѣдко прибавляя эпитетъ „преж- *) II. С. Р. Л. V, 207 — 215; VII, 188-197; XXI, 1 нод., 333-342. 2) П. С. Р. Л. X, 184. „И ііризва къ себѣ духовнаго своего отца игумена Марка, бѣ
бо съ нимъ игуменъ, да два нона инока, да два нона, да дьяконъ мірскіа". И это пра¬
вильнѣе, чѣмъ въ другихъ дѣтой.: „И но семъ иача каятисн ко отцемъ своимъ духов¬
нымъ со многимъ смиреніемъ, очищая свою душу, .бяше бо съ нимъ игуменъ да два
иоиа“. Татищевъ, Исторія, IV, 106. 3) Сборникъ актовъ Троицкой Лавры Д» 532, л. 172.