Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
58 ГЛ. II. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. настоящему духовнику игумену Мартемьяну только В рубля; второй даетъ
прежнему духовному отцу 5 рублей, настоящему 40 алтынъ. Прежніе
духовники, какъ видно отсюда, не только не смѣняются совершенно, но
и предпочитаются настоящимъ. Ясно, что болѣе или менѣе долго пробывъ
руководителями вѣрующихъ, они оставлены не по свободному ихъ желанію,
и новые духовники при нихъ явились исключительно по требованію цер¬
ковныхъ правилъ и только при „послѣднемъ часѣ". . Однако приведенное объясненіе годно лишь для тѣхъ актовъ, гдѣ упоми¬
наются два духовника, изъ которыхъ одинъ бѣлецъ, другой черный: но оно
не годится, когда въ духовной упомянуто не два, а больше дузщвдиковъ,
или же оба упомянутые бѣльцы или оба монахи. Очевидно, и другія при¬
чины кромѣ предсмертнаго постриженія содѣйствовали перемѣнѣ духовни¬
ковъ. Служилые люди дворяне, которымъ приходилось подолгу жить на
сторонѣ на государевой службѣ, имѣлидуховныхъ отцовъ на мѣстѣ службы,
не оставляя и домашнихъ. Казанскій' помѣщикъ Яковъ Филин. Литвинъ
пишетъ свою духовную (пол. XVII в.) въ Теркѣ на государевой службѣ.
И у него два духовника: одинъ казанскій священикъ Ѳедоръ при церкви
Петра и Павла, другой на Теркѣ игуменъ Благовѣщенскаго монастыря
Давидъ1). Ясно, что Люткинъ смѣнилъ духовника вслѣдствіе перемѣны
мѣста жительства, „ради дальняго разстоянія и. Но, можетъ быть, здѣсь
была не перемѣна или оставленіе прежняго духовника, а только выборъ
во временные духовники изъ монастыря на мѣстѣ службы, какъ и требовалъ
около того же времени Большой Московскій соборъ, хотя, надо сказать,
игуменъ Давидъ получаетъ отъ Люткина на поминъ души гораздо больше,
чѣмъ священникъ Ѳедоръ. Интереснѣе другой случай. Кн. Иванъ Ѳед. Суэ¬
цкой (1545—46) называетъ двухъ духовниковъ своихъ: Григорія священ¬
ника чернаго, что у Михайла Чуда, и Благовѣщенскаго попа Димитрія,
„что былъ мнѣ отецъ душевной при немощи и въ дорозе" 2). Чудовской
іеромонахъ Григорій былъ постояннымъ духовникомъ князя. Но при немощи
и во цремя пути послѣдній исповѣдался у другого—у бѣлаго священника.
Изъ сковъ завѣщанія не совсѣмъ ясно, были ли это прешествіе и. эта болѣзнь по одному разу, когда священникъ Димитрій сдѣлался
случайно княжескимъ духовникомъ, или же онъ былъ постояннымъ
духовнымъ отцемъ князя въ экстренныхъ случаяхъ, находясь во время
отъѣздовъ неотлучно при особѣ своего духовнаго сына,—служилъ, если
можно сказать такъ, духовникомъ несмѣняемымъ экстраординарнымъ.
Какъ бы то ни было, отсюда видно, что, исповѣдаясь у другого, священ¬
ника „ради путнаго шествія и часа ради смертнаго", кн. Судцкой обоихъ
считаетъ своими духовными отцами и оставляетъ обоимъ поровну—по
В рубля. Обычай имѣть временныхъ духовниковъ, несомнѣнно, болѣе древ- ЧЧ Лихачевъ, о. с., й» 27. 2) Тамъ же, «№ 5. На подписи духовникъ называетъ себя дважды Гурій. Если
слово „Григорій1* раньше не описка или не опечатка, то у кн. Судцкого было три
духовника,