Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
54 ГД. П. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. при дальнемъ путешествіи и смертномъ часѣ можно исповѣдываться и безъ
отпускныхъ грамотъ—новая уступка, ослабленіе дисциплины. Прощальный
списокъ, читаемый во многихъ рукописяхъ XVI в., въ слѣдующемъ столѣтіи
не признается обязательнымъ1). Но что же разумѣть подъ „отпускными
памятями1*, о которыхъ говоритъ соборъ 1666—67 г.? Вѣроятно, онъ разу¬
мѣетъ грамоты, дозволяющія духовному сыну не только временное хожденіе къ
постороннему духовнику, но и переходъ навсегда отъ одного духовника къ
другому въ отношеніи исповѣди. Сейчасъ мы будемъ приводить содержаніе
Посланія духовника оставившему его сыну духовному. Послѣдній просилъ
„отпущенія ко иному отцу духовному*1, во духовникъ не соглашался на
„прехожденіе** его, т.-е. на полное оставленіе себя имъ, и разрѣшилъ своему
невѣрному сыну только исповѣдь у иного священника. Вотъ въ подобныхъ
случаяхъ и должна была даваться, по мысли собора, отпускная или пере¬
хожая грамота, ограждавшая до нѣкоторой степени духовническую несмѣ¬
няемость. Но, новидймому, и отпускныя грамоты не были распространены.
Посошковъ проектировалъ завести при церквахъ покаяльную книгу или
исповѣдальныя книги. Проектъ этотъ излагаетъ онъ въ двухъ трудахъ: въ
Завѣщаніи Отеческомъ пишетъ, что въ покаяльной книгѣ священникъ
долженъ, между прочимъ, обозначать, въ какой разъ пришелъ къ нему на
исповѣдь тотъ или иной христіанинъ, „и буде впервые, то надлежитъ
записать—послѣ коея церкви пресвитера; и буде онъ еще живъ, то
спросить, чего ради отъ него прочь пошолъ, и зъ благословенія ли пошолъ?
А буде же по случаю исповѣдътвалъ, то и случай надлежитъ записать, за
скорбію ли, или за отлучкою исповѣдывался у него?**2) Такимъ образомъ
Посошковъ какъ будто не знаетъ никакихъ отпускныхъ памятей и ни¬
какихъ прощальныхъ списковъ. Между тѣмъ въ письмѣ къ Стефану Явор¬
скому, писанномъ немного ранѣе, онъ упоминаетъ и отпускное письмо
духовника, и письмо на случай дальняго отъѣзда и приключенія болѣзни,
а вмѣстѣ съ этимъ и другіе акты: выпись изъ исповѣдальныхъ книгъ,
письмо съ дозволеніемъ пріобщаться на сторонѣ. Но всѣ эти акты суще¬
ствуютъ у него, кажется, только въ проектѣ3). Объ отпускѣ пришедшаго
на исповѣдь христіанина духовнымъ его отцомъ священникъ можетъ удосто¬
вѣриться только со словъ пришедшаго, а при исповѣди чужого духовнаго
сына „за скорбью**—въ болѣзни или „за отлучкою*—въ случаѣ удаленія
отъ духовника, повидимому, не нужно было и удостовѣряться. Права духовнаго отца нарушались въ древности нерѣдко, потому что
ограждались они только степенью сознанія нравственной отвѣтственности саніе излагается короче: „еще вамъ (архимандритамъ и игуменамъ) урйнити еже дѣтей
духовныхъ священныхъ и монаховъ и мірскихъ въ духовность безъ отпускныя?» памятей
прежнихъ отдевъ духовныхъ на исповѣдь не иріимати кромѣ великія нужди“; Дѣян, но
нзд. Бр-ва Петра митр., л. 47; Субботинъ, Матеріалы, II, 141. \) Примѣръ исповѣди у посторонняго священника при смерти см. въ чудесахъ нреп.
Даніила Переяславскаго. Житіе преи. Даніила, изд. Смирнова, 107 (ч. 5-е). 2) Завѣщаніе отеческое, 315. 3) В. Ж Сретввгкій, Сборники писемъ И. Т. Посошкова къ митр. Стефану Явор¬
скому. СПБ. 1900, стр. 80 — 37.