Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 53 вянская или греческая) касается подробнѣе этого вопроса и перечисляетъ
вины духовника, дающія право на его оставленіе: „аще есть еретикъ,
или блудникъ, или тщеславенъ“1). Итакъ съ. XIV—ХУ в. вѣрующій, уже
по правиламъ церковнымъ, получилъ право оставлять своего духовника
противъ его воли въ случаѣ тяжкихъ его винъ. Съ другой стороны и
такія обстоятельства, какъ дальнее путешествіе и опасная болѣзнь начали
признаваться уважительными для того, чтобы вѣрующій временно исповѣ¬
дался у посторонняго священника. Самое раннее указаніе на исповѣдь предъ
другимъ духовникомъ во время путешествія мы имѣемъ отъ начала XIV в.
въ Повѣсти объ убіеніи кн. Михаила Тверского (1318). Каноническая
формулировка пришла позднѣе. Появляется въ древней Руси особый „Чинъ,
како подобаетъ отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго
разстоянія или нужа ради”. Во время этого отпуска читалась особая
молитва, которая нерѣдко встрѣчается отдѣльно въ видѣ грамоты—„Про¬
щальный списокъ отъ отца духовнаго”—удостовѣреніе духовника въ томъ,
что его сынъ не состоитъ въ запрещеніи (подъ епитиміей) и достоинъ
пріобщенія св. Таинъ. Удостовѣреніе дается „удаленія ради и нужа ради
смертныя” и адресуется отцамъ и братіямъ о Христѣ, т.-е. священникамъ.
Чинъ заканчивается взаимнымъ прощеніемъ даже со слезами: „достоитъ и
слезамъ быти ту ”2). Впрочемъ, чинъ этотъ не былъ обязателенъ: онъ встрѣ¬
тился всего въ одной рукописи XVII в. Есть основанія полагать, что и
прощальныя грамоты не были распространены у насъ въ древности: по
нуждѣ исповѣдывались у посторонняго духовника безъ всякихъ удостовѣ¬
реній и отпускныхъ. Въ дѣяніяхъ Московскаго собора 1666—67 г. есть
статья „о дѣтехъ духовныхъ, отходящихъ отъ отцевъ своихъ духовныхъ
безъ отпуста”, которая гласитъ: „Отъ отцевъ духовныхъ безъ отпускныхъ
и безъ воли ихъ дѣтемъ духовнымъ ко инымъ отцемъ духовнымъ не
отходити. А священникомъ безъ отпускныхъ прежнихъ отцевъ духовныхъ
въ духовность къ себѣ не пріимати, развѣ великія нужды, и даль¬
няго разстоянія, и путнаго шествія, и часа ради смертнаго. А воз¬
врата ся съ путнаго шествія, или отъ болѣзни изцѣлѣвъ, паки да воз¬
вратятся къ старому отцу духовному. А егда пря прилунится о
томъ, рѣшити архіерею, или кому укажетъ архіерей”3). Слѣдовательно, *) Приводимъ эху статью вполнѣ но Сборнику XVI в. Вол. Б-ки № 511, л. 43, и
Соло». Б-ки Зонара XVI в. № 685, л. 114 об. „Аще кто отъ мужей или отъ женъ
отставитъ отца своего духовнаго безъ нѣкыя вины и иному исповѣсться, да отлучится
отъ церкви и съ пріемлющимъ его, глаголеть бо Павелъ, учитель мой и проповѣдникъ
церковный: аще убо тму учитель имате о Христѣ, но не многы отца. Вины же оста¬
вленію его суть сеи: аще есть еретикъ, или блудникъ, или тщеславенъ ы. Въ рки. Вол. Б-ки
заглавіе киноварью наверху страницы: „аще сыт духовный оставитъ отца своего безъ
виныи. Статья эта читается въ южно-славянскомъ Номоканонѣ XIV—XV в. И. Пуб. Б-ки
(і. II. № 90, л. 87 об., и появленіе ея на Руси можно считать современнымъ митр. Ки¬
пріану. Ср. Замѣтки, § 2, ж, 2) Тексты, XXXVII; Замѣтки, § 40 (къ изданіямъ Прощальнаго списка, здѣсь
отмѣченнымъ, надо прибавить въ А. Ю. Б. III, № 354). 3) Дѣянія Моск. соб. 1666—67 гг. по изд. Бр-ва св. Петра митр. М. 1881, 3-го
счета лл. 77 об. и 78; Субботинъ, Матеріалы, II, 367- Въ дѣяніяхъ 1666 г. это предпи-