Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. II. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 51 зомъ разлучала покаялъныхъ дѣтей съ отцемъ только смертьг). Несмѣняе¬
мость духовника, вѣрность ему со стороны сына до его смерти—черта,
заимствованная изъ монастырскаго старчества, перешедшая потомъ въ
восточное духовничество* 2 3); но она совершенно понятна, даже естественна
и съ точки зрѣнія русскаго юридическаго обычая, по которому „тогда сынъ
свободъ, егда кости родителю спрячетъ* п). Духовники русской древности
заботливо внушали дѣтямъ, какъ великъ грѣхъ переходить на исповѣдь къ
другому. „Не ищи учителя иного си, пишетъ зарубскій черноризецъ Геор¬
гій своему духовному чаду, моя бо ти грубость доволна есть сказати, ими-
же сласешися, аще сохраниши, елико же ти реку*. Если по внушенію
бѣса духовный сынъ возгордится, презря своего руководителя, начнетъ
искать другого учителя, то этбтъ одинъ грѣхъ послужитъ погибелью для
его души4 5).—Посмотримъ, удалось ли приложить идеалъ абсолютной не¬
смѣняемости къ жизни, которая вообще не терпитъ абсолютныхъ требова¬
ній и обычно вынуждаетъ къ компромиссамъ. Древнѣйшія церковныя правила
вполнѣ раздѣляли положеніе о духовнической несмѣняемости, можно сказать,
не признавали уважительныхъ причинъ къ смѣнѣ духовнаго отца сыномъ,
не одобряли даже временную исповѣдь по нуждѣ у другого свя¬
щенника. „Аще хто имѣти начнетъ отца люта духовнаго или невѣждю,
(да) отпросится отъ него и идетъ (и индѣ) и исповѣсться; аще его не
пустить, не можеть ся его охабити*, т.-е. если духовникъ не отпуститъ сво¬
его сына, послѣдній не можетъ его оставить й). Слѣдовательно, и вопіющіе
недостатки духовника—его лютость и невѣжество не могли избавить отъ
него духовнаго сына. Даже епископъ не имѣлъ права разрѣшить вѣрую¬
щему переходъ отъ неугоднаго духовника къ другому, когда этотъ переходъ
имѣлъ, повидимому, достаточныя основанія. Архіеп. Нифонтъ даетъ слѣдующій
совѣтъ духовнику на тотъ случай, если придетъ къ нему потихоньку
покаялъиый сынъ другого. Духовникъ долженъ посовѣтовать ему отпро¬
ситься у своего духовнаго отца. Но если тотъ не захочетъ гнѣвить своего *) „Аще первый отецъ умретъ и второму отцю тые же грѣхи повѣдати, но епнтемье
нѣсть зато11. Тексты, IV, 5; XXXIV, 96 — 101; Замѣтки, 340—341. Ср. Алмазовъ, ІИ,
268; Срезневскій, Свѣдѣніи и замѣтки, И, 309. „Попъ аще неистовъ, ти не хощетъ свои(хъ)
дѣтей отпустити, достоить имъ иного отца налѣзти собѣ“. Тексты, ІУ, 3; Замѣтки,
390, нр. 1. 2) Смирновъ, Духовный отецъ, 32 — 37- Принципъ несмѣняемости извѣстенъ и въ восточномъ духовничествѣ. Вотъ не вполнѣ вразумительная статья объ этомъ: Еі тіѵбс
Ы 6 ігѵеоратшбс тсаттір, т}реро$р6роѵ тгоиуго) бебтероѵ. еІ уе ёатаі уебратос (?) брбро?, Арартіаѵ ёт 6 де^б)ібѵос абтоѵ йѵео аоу^юр^аеюс тоб
тсатрбс тоо іторагаоб абгоб* еГ 8ё рвта ану/юр^аеюс, маі бтгоотрёфеі абтоѵ,
ёуеі ХР®Ѵ0Ѵ ёѵА, ретаѵоіас ёхатоѵ. Номок. Кот., 196. 3) Прав. Соб. 1859, I, 135. Слово св. Отецъ, вако жити крестьяиомъ. 4) Срезневскій, Свѣдѣнія и замѣтки, I, 55. Ср. Чтенія въ Истор, Обгц. Нестора Лѣтои.
IV (1890), 141. Изложенный текстъ Посланія читается не совсѣмъ одинаково въ двухъ рукопи¬
сяхъ: „Аще отъ бѣсъ вытивъся и презря мя начнеши искати, ино любъ знати (иного
любезна ти) лицемъ учителя, то аще иного грѣха нѣ створипш, то и то ти нрѣзорьству
гонити начнетъ на погибель душу (дугай)“. 5) Тексты, IV, 4; XIX, 27; ѴПІ, 30. Ср. выше, стр. 44.