Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
48 ГЛ. II. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. бовыо и заботливостью1). Эта нравственная близость духовнаго отца къ
дѣтямъ получала иногда трогательное выраженіе. Преи. Ѳеодосій Печерскій,
по разсказу лѣтописи, заботился о спасеніи мірскихъ людей, „паче же о
духовнѣхъ сынѣхъ своихъ, утѣшая и наказая приходящая къ нему, дру-
гоици (другой разъ) въ домы ихъ приходя и благословеніе имъ подавая".
Особенно онъ любилъ боярское семейство Яна Выіпатича и Маріи, жив¬
шихъ благочестиво и въ любви между собою. Разъ, пришедши къ нимъ,
онъ поучалъ ихъ о милостыни къ убогимъ, о загробной жизни и о смерт¬
номъ часѣ. Марія замѣтила: „кто вѣсть, кдѣ си мл положатъ?" и преп.
Ѳеодосій отвѣтилъ своей духовной дочери, что она будетъ положена тамъ
же, гдѣ и онъ. И это сбылось. Марія, умершая чрезъ семнадцать лѣтъ
послѣ нреп. Ѳеодосія, была погребена печерскими иноками въ церкви
св. Богородицы, на лѣвой сторонѣ, противъ гроба своего духовнаго отца *)'. Нравственныя связи семьи упрочиваются религіозными. Духовный
отецъ былъ молитвенникомъ и предстателемъ за своихъ дѣтей предъ Бо¬
гомъ. Игуменъ Даніилъ поминаетъ на своихъ молитвахъ въ святой землѣ
всю семью духовныхъ дѣтей3). Правила, обращавшіяся въ древней Руси,
настойчиво предписывали духовнику молиться день и ночь за исповѣдаю-
щйхся ему, класть за нихъ ежедневные поклоны4). Онъ принималъ
приношенія духовныхъ дѣтей, „вѣдая житія ихъ", и служилѣ литургіи за
ихъ грѣхи* 2 3 4 5). Въ Домостроѣ предписывается „подвизати на моленіе къ Богу"
отцовъ духовныхъ въ случаѣ болѣзни и поминать ихъ духовнымъ дѣтямъ
на своихъ ежедневныхъ молитвахъ6). О молитвѣ духовныхъ дѣтей за отца
говоритъ не разъ Посошковъ. На ежедневной домашней молитвѣ онъ
совѣтуетъ класть „за отца духовнаго поклонъ, за родного отца поклонъ,
за мать родную поклонъ"; за литургіей, во время великаго выхода, „егда
же будетъ воспоминати патріарха, то и ты его же воспоминай; и при х) Домострой живо изображаетъ идеальныя отношенія вѣрующаго къ духовному
отцу. „А иризывати его (духовнаго отца) къ себѣ въ домъ часто (и къ нему приходити)
и извѣщатися (ему) всегда, ло всякой совѣсти; и наказаніе его съ любовію нріиматя, и
послушати его во всемъ, и чтите его и бейте челомъ предъ нимъ ниско; онъ учитель
нашъ и наставникъ; и имѣйте его со (“трахомъ и любовію; (и) къ нему приходити и
приношеніе ему давайте отъ своихъ (плодовъ и) трудовъ но силѣ; и совѣтовать съ нимъ
часто о житіи полезномъ, и востязатися отъ грѣховъ сбояхъ, и како учити и любити
мужу жена своя и чада, а жене мужа своего елушати, и извѣщатися о грѣсѣхъ своихъ
всегда предъ отцемъ духовнымъ и обнажити грѣхи своя вся, и покарятися предъ нимъ
во всемъ; тіи бо бдятъ о душахъ нашихъ и отвѣтъ дадугь о насъ въ день страшнаго
суда; а не поносити ихъ, ни осуждать, ни укоряти, а о комъ учнетъ печаловатися, ино
его елушати и виноватаго иожаловати по винѣ смотря, съ нимъ же разсуди“. Домострой,
но изд. А. С. Орлова, 13; но изд. Яковлева, 13. 2) Лавр. Л. 3, 205. 3) Правосл. Палест. Сборникъ, 9 вып., 140. 4) Тексты, ХХХУ, 6; X, 4. 5) Р. И. Б. ѴТ, 107; Алмазовъ, III, 136; Тексты, XXX* 22 сл.; XXI, 7. 6) Домострой, изд. А. С. Орлова, 21, 11; изд. Яковлева см. стр. 15, 25.