Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. II. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 47 предпринимаетъ и простую поѣздку3).—Отправляясь въ Орду, іш, Михаилъ
Черниговскій проситъ благословенія у отца духовнаго. Тотъ наставляетъ
его исповѣдать Христову вѣру и не совершать языческихъ татарскихъ
обрядовъ очищенія, даетъ преждеосвященньге Дары. Въ минуту коле¬
баній князя бояринъ Ѳеодоръ припоминаетъ ему наставленія духовнаго
отца1 2 3 4).—Древне-русскій вѣрующій чувствовалъ неловкость поставить
обѣта у ю свѣчу вт церкви, при которой служилъ не его духовникъ,
а посторонній священникъ, и какъ будто бы былъ убѣжденъ, что
все, что касается его религіозно-нравственной жизни, должно совер¬
шаться на глазахъ духовнаго отца. Во „Въспросѣ священническомъ",
русскомъ памятникѣ вѣка XV неизвѣстнаго автора, есть такая статья.
„Атъ свѣча въ церкви безъ государя?—ино горитъ.—А сына душев¬
наго въ иной церкви свѣча въ свою церковь взяти ли?—и. гдѣ есть
въ церкви Божіей, ту та и есть"3). Изъ статьи прежде всего выходитъ,
что „своею" церковью для духовнаго сына была обычно церковь его
духовнаго отца: они молились вмѣстѣ. Самый казусъ, который разсматри¬
вается здѣсь, заключается, кажется, въ томъ, что у духовнаго сына есть
обѣтная свѣча не въ той церкви, гдѣ служитъ духовный отецъ и молится
онъ самъ (можетъ быть, въ церкви, при которой служилъ его прежній
духовникъ). Интересна здѣсь точка зрѣнія вопрошателя священника и,
возможно, духовника. Онъ начинаетъ не сразу и не прямо, а нѣсколько
издали: можно ли оставить горѣть свѣчу въ той церкви, гдѣ не бываетъ
ея хозяинъ. Когда отвѣтъ нол у чается не такой, какого желалось, онъ
говоритъ уже прямо: можно ли священнику взять эту свѣчу въ свою
церковь, если ея хозяинъ духовный сынъ его. Значитъ, дѣло здѣсь было
не въ хозяинѣ свѣчи. Очевидно, вопрошатель полагалъ, что свѣчу надо
перенести, потому что все, касающееся обѣтовъ и спасенія духовнаго
сына, не должно быть внѣ сферы вѣдѣнія духовнаго отца. Но авторъ
отвѣта былъ другого мнѣнія4).—Эту нравственную зависимость отъ духов¬
ника старинные офиціальные акты называютъ пребываніемъ „подъ паствою
отца духовнаго"5). Въ идеальной духовной семьѣ древней Руси было
такое же согласіе, какъ въ идеальной естественной семьѣ. Ея отецъ поль¬
зовался почтеніемъ, покорностью со стороны дѣтей и платилъ имъ лю- 1) „И ты, сыне мой, пишетъ Посошковъ, ничесого не моги безъ благословенія отца
своего духовнаго гворитн. И аще поѣдеши въ путь, то, не принявъ отъ него благосло¬
венія, отнюдь не ѣзди". 'Завѣщаніе отеческое, 54. 2) Новг. Ж. I, 264 — 267. Ср, Пономаревъ, Памятники, И, 172 — 175. 3) Р. И. Б. УІ, 868. 4) Аналогичный воиросо-отвѣтъ встрѣчается относительно постриженія духовнаго
сына въ иночество. „Въпросъ. Подобаетъ ли дѣтшцю духовному пострищися от иного мниха
без свѣдѣния своего отца духовнаго? Отвѣтъ. Аще убо достригая его ирезвитеръ от
иного предѣла, безо всякоя нужа пострижетъ, обрѣтаемъ убо отъ святыхъ многы на
чюжеи странѣ святыя образъ приимши, ни съ единѣмъ же духовный отецъ". Сбор¬
никъ ХУІ в. Вол. Б-кц № 566, л. 495. Это перифразъ одного изъ каноническихъ отвѣ¬
товъ Никиты Йраклійскаго,- Павловъ, Сборникъ памяти, визант. церк. права, 21—22. й) А ІО., 4И и 414 стр.