Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
46 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЙ И БЫТОВОЙ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. келейное правило1). „Мене духовнаго отца послушай, говоритъ духовпи-
ческое поученіе, и ничтоже бесъ повелѣннаго ти мною не твори: ни поста,
ни молитвы, ни оброковъ своихъ ни въ чемъ"2). Князь Изяславъ спра¬
шивалъ Ѳеодосія Грека, какъ поступать, если духовный отецъ „связалъ"
не ѣсть мяса въ среду и пятокъ, въ которые случится великій праздникъ,
и получилъ отвѣтъ: „отъ того же и разрѣшеніе пріими". Но при этомъ
добавляетъ, что онъ могъ бы освободить князя отъ зарока, если бы тотъ
далъ его самъ. Проявленіе подвига со стороны духовнаго сына безъ
вѣдома отца считалось предосудительнымъ, прямо грѣховнымъ и опаснымъ
для православія. Ѳеодосій поучаетъ князя Изяслава: „не достоитъ человѣку
крестьяну себе связати, еже не лети ни нити, нъ оже связанъ будетъ отъ
отца духовнаго"3 4). На исповѣди въ древней Руси спрашивали между
прочими грѣхами: „ли безъ отца духовнаго постъ держала еси?“ „и постъ
ци держала, не благословяся у отца?а4). Въ глубокой русской древности
не дозволяли свободныхъ самостоятельныхъ подвиговъ со стороны вѣрую¬
щихъ изъ боязни, чтобы они не сдѣлались еретиками богомилами, какъ
извѣстно, отличавшимися суровостью своей жизни5). Въ XVII—XVIII в.
опасались уклоненія въ расколъ. Посошковъ пишетъ: „А въ ереси ни отъ
чего тако не впадаютъ, яко отъ высокомнѣнія своего и отъ презрѣнія
повелѣній, заповѣданныхъ отъ отцовъ духовныхъ". Къ этимъ словамъ
дѣлается такая отмѣтка на полѣ рукописи: „Еретики и раскольники ни
отъ чего тако не родятся, яко отъ презрѣнія отцовъ духовныхъ". Связь
явленій устанавливается такая: возмнившій себя разумнымъ становится
непослушнымъ духовнику, „отъ высокомнѣнія его нападаетъ на него юрод¬
ство и за преслушаніе отца духовнаго, и благодать Божія отъ таковыхъ
людей отъемлется". А когда отнята благодать, дьяволъ получаетъ власть
надъ человѣкомъ6). Задумаетъ древне-русскій человѣкъ итти въ святую
землю, онъ. просится на этотъ подвигъ у своего духовника, вѣроятно,
предъ нимъ произноситъ паломничъи обѣты7). Съ благословенія отца онъ г) Алмазовъ, Ш, 250, 256—257. „Отцовъ своихъ духовныхъ во всемъ слушати,
безъ повелѣнія отца своего духовнаго никакого дѣла не творити". Проф. Пѣтуховъ,
Очерки изъ литер. ист. Синодика, 346. Такіа предписаніе имѣютъ свой источникъ въ
монастырѣ. „Вся же сіа съвѣтомъ игумена, или отца своего духовнаго, или старца; безъ
тѣхъ же съвѣта ничтоже дѣлай духовнаго дѣла; но вся же дни и вечеры да исповѣ¬
давши имъ грѣхи своя и помышденіа". Солов. Кормч. 1493, л. 461 об. (о келейномъ
правилѣ). Въ Правилѣ митр. Никейскаго Іоанна читаемъ: „О всемъ требуетъ вънрашати
и совѣтовати духовнаго и разсудительнаго отца п кромѣ его разсужденіа и бдагословеніа
ничего же самъ о себѣ да не творитъ не по его съвѣту и разсужденію и о всемъ всегда".
Сборникъ XVI в. Волок. Б-ки № 511, д. 74. 2) Алмазовъ, ІП, 258; ср. 257. 3) Учен. Зап. 2 Отд. И. Ак. Н. II, 2, 214—215. Макарій, Исторія, II3, 321. 4) Алмазовъ, III, 169; Горчаковъ, Рецензія на книгу Павлова Номок. при Б. Тр.
Отчетъ о 16 присужденіи наградъ гр. Уварова, 136; Тексты, ХБІѴ, 5—6. *) Тексты, VIII, 9; XXVIй, 8. Ср. Замѣтки, § 11, с. 6) Завѣщаніе отеческое, 56, 268—270. 7) Кирика, 12. Тексты, XI, 55; XIIй.