Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
44 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. и вы глаголете: Бога ся бою, а отца духовнаго не слушаю, ложь тавовый
есть предъ Богомъ и не можетъ спасти ся"*). „Отца духовнаго аще
кто послушаетъ, пріиметъ жизнь вѣчную"; „горе тѣмъ, иже не слушаютъ
ученія отецъ духовныхъ", заявляютъ древне-русскіе проповѣдники* 2).
Такіе вѣрующіе сами отвѣчаютъ за свои грѣхи, не имѣютъ прощенія за
нихъ и умрутъ какъ самые тяжкіе грѣшники 3 4 5). Церковь не можетъ при¬
знать ихъ своими полноправными членами. Въ одномъ старинномъ епити-
мейникѣ читаемъ: „аще кто не имать отца духовнаго слушати, то удалися
не токмо покаянія, но христіяньства чюжь, и къ иному не благословити
и приношенія отъ него не пріимати, а предъ смертію кровію уста его
помазати; а сорокоустія по немъ не пѣти, но на память ангела его пѣтиа4).
Духовникъ могъ не обладать качествами, необходимыми для духовнаго
руководителя, могъ имѣть вопіющіе недостатки, и тѣмъ не менѣе духовный
сынъ обязанъ былъ его слушаться. „Еще ти, сыну, нѣчто повѣдаю: аще
у тебя отець покаянный гордъ и величавъ, и ты его не осужай, и не зазри
ему ни въ чемъ, и творися самъ предъ нимъ малъ, аще еси и великъ
саномъ, а попъ нищъ, и ты такожде не горди имъ, но буди послушливъ
и иокорливъ. А дасть тебѣ опитемыо нротиву твоихъ грѣховъ, и ты, сыну,
сохрани сь любовію, да и самъ собою опитемью себѣ прибави ради спа¬
сенія... Аще ли у тебя отецъ духовной не прозорливъ и мало научитъ
тя на правьду, а ты, сыну, самъ своею мыслію благою подвигайся на истинный
путь къ Богу и отъ погибельнаго, отъ злаго пути Дьяволя воз(в)ратися“б).
Такое положеніе духовнаго сына Посошковъ опредѣляетъ какъ рабство.
„И ни въ чемъ предъ нимъ ты не высься. Каковъ ты богатъ или честенъ
ни будеши, а предъ отцемъ духовнымъ буди не яко сынъ передъ отцомъ
своимъ роднымъ, но яко рабъ предъ господиномъ своимъ покоренъ, и
низокъ тако, яко самый послѣдній человѣкъ" 6).—Любопытные выводы дѣла¬
лись въ древней Руси изъ этихъ представленій. У Кирика возникалъ ■ і) Поученіе избрано изъ всѣхъ книгъ, еже имѣти христіанину страхъ Божій въ
сердцѣ. Журн. М. Нар. Пр., ч. 84, II, стр. 184 и 185. Другая редакція поученія Пр.
Соб. 1859, I, 132. То же Поученіе въ Сборникѣ XVII в. собранія Богданова, И. Пуб.
Б-ки О. I. Ла 302, л. 22 об. 2) Ркп. Воя. Б-ки (Моск. Д. Ак.) № 656, л. 256. Алмазовъ, III, 251—52, 245, 248;
ср. А. Бычкова, Онис. слав. и руе. ршг. сборниковъ И- Пуб л. Б-ки, I, 501; Тексты,
ХПѴ* 117; ЗХѴ* 121. 3) Тексты, XXXIV, 149—151; ХІ>в, 115 — 134; ХБ V 78—95. 4) Алмазовъ, II, 452; ср. Измарагдъ XVI в. Б-ки Моск. Дух. Ак. Лз 46, 182 л. об.
„аще ли кто отца духовнаго не послушаетъ... вотще христіанинъ наричется". Сборникъ
ХѴПІ в. Б-кя гр. Уварова № 579 (936), л. 47 и об.: „Аще ли дети духовныя не учнутъ
отца своего духовнаго слушати, по правиломъ св. Отецъ, тотъ христіанинъ не наречется
и, обыскавъ его житіе неподобное, ино его кь себѣ опять на-духъ не примата, а ко
иному его іерею не благословити, а приношенія отъ нихь не приматъ, а олны при
смерти кровію уста его помазати, а сорокоустія по немъ не пѣти, но на память его
годъ до года пѣта". Это перифразъ приведенной въ текстѣ статьи. Ср. Тексты, ХЬѴІІ,
75—77. 5) Сборникъ ХѴПІ в. Б-ки гр. Уварова Л* 579 (936), лл. 75 об., 70 и об. 6) Посошковъ, Завѣщаніе отеческое, 54.