Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. П, НРАВСТВЕННОЙ И 1ШТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 43 того дѣля поручается за нь и пріемлетъ грѣхи его на ся*1). „Поручникъ
стада “ своего, древне-русскій духовникъ понималъ поэтому свои нрав¬
ственныя обязанности къ покаяльной семьѣ очень широко: служить вождемъ
ей „въ вышній Іерусалимъ^ открыть „Божіе царство", привести ее къ
престолу Божію и сказать: „се азъ и дѣти, яже ми еси далъ*2). Духов¬
ный отецъ былъ безусловнымъ и неограниченнымъ нравственнымъ руково¬
дителемъ своихъ духовныхъ дѣтей, подобно игумену или старцу въ монастырѣ.
,А отца духовнаго слушайте, а чтите его яко Бога и не раздражайте его
ни въ чемъ“. Наложенная духовникомъ епитимія все равно, что „Божіи
заповѣди*8). Такія энергичныя предписанія взяты, конечно, изъ монашескихъ,
старческихъ правилъ 4). Но тотъ же въ сущности смыслъ имѣютъ наставле¬
нія мірскимъ духовнымъ дѣтямъ, выраженныя съ Женьшей энергіей. „Нарекъ
мя еси себѣ отцемъ духовнымъ, говоритъ духовникъ въ яоиеповѣдномъ
поученіи, слушай же мене“. Въ другой формѣ онъ заявляетъ то же самое
высокопоставленному покаяльному чаду: „а нашего, госпоже, смиренія не
забывай, держи къ намъ честь и послушаніе во всемъ “5). Духовному отцу
должны быть послушны всѣ вѣрующіе, безъ различія пола, возраста,
общественнаго положенія6). Въ Стоглавѣ (гл. 40) предписывается всѣмъ
православнымъ христіанамъ, чтобы они „отцовъ своихъ духовныхъ таили,
и повиновалися имъ о Бозѣ во всемъ... безъ всякаго прекословія1“7). „Воле
же всего нокаяльнаго отца слушайте, говоритъ древнее поученіе. Такоже х) Тихонравовъ,, Памятники отроч. р. литературы, И, 201. Идея замѣстительства
или отвѣтственности за грѣхи кающагося свойственна старческой исповѣди. Смирновъ,
о. с., 126 — 128. Она переносится на отношенія -духовника къ духовному чаду еще въ
греческой письменности. Павловъ, Ном. В. Тр., 335. Слова духовническаго Поученія: „Азъ
убо, братіе, всякому злу начальникъ: любодѣй, прелюбодѣй, и хищникъ, и мытарь“ и
т. д. (Тексты, ХЬУИ, 65—67) говорятъ, вѣроятно, не о личныхъ порокахъ духовнаго
отца, а о принятыхъ имъ на свою выю грѣхахъ дѣтей. Аналогичныя выраженія—Тексты,
ХЬѴЙ, 57-58, 65 сл. 2) Поученіе митр. Петра. Памятники стар. рус. литер. ГУ, 185; Алмазовъ,, ІП,
265; Домострой, изд. А. О. Орлова, 13; Стоглавъ, гл. 40 Ііп. 3) Тексты, стр. 217, нр. а; ХІУІГ, 72. 4) „Аще кій монахъ въ коемъ любо словеси сопротивится игумену своему, или
старцу, или духовному своему отцу, яко соперникъ Бодай обрѣтается: лучше бо есть
Богу согрѣшити, нежели ко единому отъ сихъ“. Павловъ, Бомок. В. Тр., 238. Ср. Смирновъ,
Духовный отецъ, 174—75. Одно древнее иноческое поученіе, кажется, болгарскаго про¬
исхожденія, но распространенное и у насъ, предписываетъ иноку исполнять волю духов¬
наго отца, т.-е. старца, если бы тотъ потребовалъ самоубійства. „Аще бо ти и новелѣно
будетъ отцемъ своимъ воврещися въ море, да речеши ему: „боюся послушанія, отче“, и
аще речеть: „не бойся“,—вниди, акы велико имѣніе нритяжавый". Инокъ долженъ
отдать отцу духовному все мірское имѣніе вмѣстѣ съ естественной волей. Матеріалы
для исторіи рус. церкви, Харьковъ, 1862 — 63, II, 17, 23, 21. Монаху предписывается
уже и въ русскихъ памятникахъ каяться въ каждомъ помыслѣ и предпринимать подвиги,
только дозволенные духовнымъ отцомъ. Тамъ же, I, 136, 173—174. 3) Алмазовъ, ІП, 248, 262. Ср. Тексты, ХЬѴ б 31. <>) Тексты, ХБУІІ, 70-72. 7) „Повинуйся, чадо, отцу духовному и всякому священническому чинуа, пишетъ
протопопъ Сильвестръ своему сыну Аифиму. Домострой, изд. А. С. Орлова, 62—63.