Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
38 ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧКСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. сердцемъ кается, и' всею вѣрою, и заповѣди Господни хотѣти ли начнетъ
пріяти, я творити повелѣное... радостнымъ сердцемъ и веселымъ^. Если
обнаруживалъ онъ покорность, желаніе исполнять совѣты духовника, по¬
слѣдній обязанъ былъ принять его на исповѣдь. Онъ совершилъ бы вели¬
кій грѣхъ, былъ бы осужденъ съ злыми „аще и святъ", если бы не при¬
нялъ на покаяніе покорнаго человѣка, даже великаго грѣшника. Только
не замѣчая въ пришедшемъ на исповѣдь никакого стремленія исполнить
его волю, духовникъ могъ, отсылая отъ себя, сказать ему: „да идя, человѣче,
поищи себѣ отца но своему хотѣнью и по сердцю и такого потаковника,
якоже хощеши; и оба здѣ насладитася своего хотѣнья: въ будущемъ же
вѣцѣ чужа будета добрыхъ дѣтелій. Мы же... грѣшници паче всѣхъ чело¬
вѣкъ отягчаеми, съ чужими грѣхы не хочемь погыбнути: то бо суть чужіи
грѣси, еже коются, а зла ся не остануче"г). Въ опасеніи за свою соб¬
ственную душу духовникъ могъ иногда преувеличить и преувеличивалъ,
бывалъ слишкомъ разборчивымъ въ отношеніи къ духовнымъ дѣтямъ. Нѣ¬
которые духовники древняго времени отсылали пришедшихъ къ нимъ на
исповѣдь за множество грѣховъ. „Послушайте, любимици и чес(т)ніи
попове, говоритъ древнее поученіе, яко азъ многогрѣшный слышахъ, яко
друзіи попове не пріемлютъ многогрѣшнаго человѣка въ покаяніе,—то
таковіи несмысленіи затворяютъ отъ человѣкъ Божіе царство; про то же
и самѣмъ будетъ затворено. Не токмо же тако, но и судъ золъ обрящутъ"* 2).
Нифонтъ, архіеп. Новгородскій совѣтуетъ принимать на покаяніе и слабоволь¬
наго блудника, неподающаго надежды на скорое исправленіе3). Но случаюсь,
что духовникъ сознавалъ себя грубымъ, несмысленнымъ, не въ состояніи
успокоить совѣсть явившагося къ нему на исповѣдь. И всетаки онъ не
могъ отослать его къ другому духовнику, долженъ былъ его исповѣдывать,
руководясь тѣмъ соображеніемъ, что тотъ пришелъ къ нему, любя его, и
къ другому не пойдетъ, а если пойдетъ, застыдитися и всего не разска¬
жетъ. Отсылать пришедшаго на исповѣдь можно было только въ томъ
случаѣ, если онъ самъ согласится („съ любовію"), и другой духовникъ,
къ которому его пошлютъ, будетъ опытенъ („хытръ “)4). Такъ по собствен¬
ному желанію собирались къ извѣстному духовнику вѣрующіе и съ его
согласія принимались на исповѣдь. Въ результатѣ являлась духовно-нрав¬
ственная семья „покаяльныхъ", „душевныхъ", „духовныхъ" чадъ или дѣ¬
тей во главѣ съ „покаяльнымъ", „душевнымъ" или „духовнымъ" отцомъ.
Духовная семья составлялась иногда только на время съ временнымъ
духовнымъ отцомъ во главѣ, иапр., изъ свиты посольства. У многочислеи- *) Р. И. Б. VI, 840, 844. Бъ Поученіи .съ именемъ митр. Петра упоминается о
порукахъ, которыя должны были братъ духовные отцы: „А. который у васъ нохочетъ
нмати съ году на годъ св. Дары, то давали бы по собѣ поруки, что имъ слушать".
Памяти, стар. р. лит., IV, 186. 2) Пономаревъ, Памятники, III, 25 — 26. Древности, Труды Слав. К,омм., 4 т.,
1 ч. 1907 г., стр. 284. Ср. Солов. Корм. 1493 г.,лл. 17 об. —18. 3) Иліи, 1В. 4) Саввы, 18. Иное рѣшеніе вопроса въ южио-слав. Заповѣди,—см. Тексты, ХХГ, 14.