Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЙ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 37 во избѣжаніе соблазна. Патр. Іосифъ пишетъ въ своемъ Поученіи: „Запо¬
вѣдаемъ же свяіценноинокомъ не пріимати мірскихъ людей мужей и жонъ
на исповѣдь, якоже священная правила повелѣваютъ, точію нужды ради да
исповѣсть, сирѣчь смертнаго ради часа, аще нѣсть мірскаго іерея, и кромѣ
сего да не наречется къ таковымъ духовникъ, паче же къ женамъ, да
не помышленіемъ на нйхъ соблажнлется, ибо діяволъ женами брань тво¬
ритъ мнихомъ и святителемъ411)... Въ грамотѣ патр. Никона архимандриту
Нижегородскаго Благовѣщенскаго монастыря Герасиму говорится: „а мір¬
скихъ людей мужеска полу и женска къ себѣ въ духовные дѣти не дринимати
и не исповѣдывати; аще дерзнетъ мірскихъ людей въ духовные дѣти себѣ
принимати, и онъ да не служитъ и священноиноческая не дѣйствуетъ" * 2).
Въ ставленыхъ грамотахъ к. XVII—н. XVIII в. встрѣчаются запрещенія
монахамъ принимать мірскихъ людей „въ духовность" кромѣ великой
нужды3). Приведенныя ограниченія для древне-русскихъ духовниковъ въ вы¬
борѣ ими дѣтей духовныхъ не были значительны. Чувствительно было,
конечно, для монаховъ запрещеніе исповѣдывать мірянъ, но оно сли¬
шкомъ запоздало: появилось лишь въ послѣднее полустолѣтіе семи-вѣкового
періода древне-русской исторіи. Помимо отмѣченныхъ ограниченій древне-русскій духовникъ былъ
свободенъ въ пріемѣ духовныхъ дѣтей. Выборъ духовника слагался изъ
двухъ моментовъ: изънареченія вѣрующимъ духовника себѣ и изъ усыновенія
духовникомъ этого вѣрующаго посредствомъ исповѣди4). Отвѣтственное поло¬
женіе духовника заставляло его быть осмотрительнымъ и разборчивымъ. При¬
нимая на исповѣдь и разрѣшая отъ грѣховъ, онъ рисковалъ „погибнуть съ
чужими грѣхами" или вслѣдствіе нераскаянности грѣшника или по своей
духовной неопытности. Древнее наставленіе предписываетъ духовнику
раньте исповѣди побесѣдовать съ пришедшимъ, чтобы убѣдиться, „всѣмъ ли *) Поученіе патр. Іосифа старопеч. 1642 г., лл. 46 об.—47. а) И. Росс. Іер. У, 168. Въ Сборникѣ XVIII в. Б-ки гр. Уварова № 579 (936),
л. 50 об. читаемъ: „Втрое. Чернецу йоду достоит ли мирских людей на исповѣдь при¬
мата или мирскому Чернышевъ? Отвѣтъ. Попу черному достоитъ мирских придти му¬
жеский пол нужды ради, аще при смерти, женъ же отнюд не принята и при смерти.
Такоже и мирскому попу черньцевъ отнюд не примата ни погрѣбати, повелѣн же будет
да причастится14.—Предписаніе это привилось. Игнатій Лукьяновъ, паломникъ старообря¬
децъ нач. ХѴІП в., осуждаетъ грековъ за то, что „жены ихъ къ бѣлымъ нонамъ не
ходятъ на исповѣдь, все къ чернымъи. Путешествіе въ св. землю старообр. Моск. свя¬
щенника Іоанна Лукьянова, М: 1864, стр. 44. 3) Сборникъ Щукина, П, 166—167; А. Ю., стр. 414, ср. 407; А. Ю. Б., I,
стб. 148. 4) „И егда кои человѣкъ восхощетъ исповѣдыватися у коего презвитера впервые,
то ему притта до исповѣданія дни за 3 или за 4 принять благословеніе и свое къ нему
лѣжащее намѣреніе возвѣститъ; и презвитеру, аще восхощетъ того человѣка въ паству
свою принта, то о всемъ у него... разспросить подлинно и тѣ рѣчи въ черную записку...
дондеже совершенно исповѣсть вся своя согрѣшенія и ушноттся ему*. Сборники пи¬
семъ. Посошкова къ м. Стефану Яворскому, изд. В. Срезнгвскаю, 37.