Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА БЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. смертной опасности священникъ долженъ былъ исповѣдывать свою жейу,
но высказывалось требованіе, неизвѣстно, исполнявшееся ли на дѣлѣ,
чтобы послѣ ото го супруги развелись: высокое званіе духовнаго отца
признавалось несовмѣстимымъ съ супружескимъ сожитіемъ. „Вопросъ.
Мірскому попу пріяти ли отца и матерь или сестру или жену? Отвѣтъ.
Отца и матерь и сестру и дщерь и весь родъ свой достоитъ пріяти,
жены же отнюдь не пріяти; аще ли же при смерти нужды ради, то
пріяти; аще ли же и возстанетъ, ино раепу(с)титися (т.-е. развестись)
между себя.“ 1). Остальныхъ близкихъ родныхъ своихъ священникъ могъ
имѣть духовными дѣтьми невозбранно, какъ видно отсюда и изъ другихъ
правилъ2). Встрѣчается ограниченіе лишь относительно родителей духов¬
ника. „Достоитъ попу пріимати на покаяніе тестя, тещу, брата и весь
родъ свой опричь жены своея, а по нужи пріята отца и матерь" 3), Огра¬
ниченіе это продиктовано, невидимому, тѣмъ соображеніемъ, что при
подчиненіи родителей своему сыну какъ духовному отцу долженъ былъ
пострадать или ихъ авторитетъ или авторитетъ духовника. Исповѣдь же
жены статья эта не разрѣшаетъ даже и по нуждѣ. Духовникамъ монахамъ начиная съ глубокой древности и до ХУ стол.
не ставилось у насъ, повидимому, особыхъ ограниченій въ выборѣ духов¬
ныхъ дѣтей себѣ. На исповѣдь къ нимъ безпрепятственно ходили міряне
и между ними женщины. У преп. Ѳеодосія Печерскаго была духовная дочь
боярыня Марія, жена Яна Бьтшатича; Аврамій Смоленскій исиовѣдывадъ
жителей города съ женами и дѣтьми. Псковскіе священники писали митр.
Фотію, что „игумены по міру жены мужеекыя въ покаяніи держать".
Фотій отвѣчаетъ, что лишь по нуждѣ каждый игуменъ можетъ исповѣды¬
вать мірскихъ женщинъ, но престарѣлому и хорошему иноку не возбра,-
няется быть духовнымъ отцомъ ихъ. „А старцхо духовному и во иноче¬
ствѣ утвержену игумену, человѣку добродѣтельну, не* отлучено и жены въ
покаяніи держати"4). Рѣшеніе митр. Фотія подсказано ему, повидимому,
статьей одного греческаго номоканона, переписывавшейся и въ нашихъ кано¬
ническихъ сборникахъ5). Насколько исполнялось оно, это составляетъ вопросъ. Лишь съ половины ХУП в. церковная власть начинаетъ рѣшительно
запрещать монахамъ исповѣдь мірскихъ людей, въ особенности женщинъ, пріимати жены своея единой1*. Номок. Б-кигр. Уварова, Да 559 (829), ж. 28 об. Аввакумъ
исповѣдывалъ своихъ дѣтей, но не жену; никоніане же, по его словамъ, ото дѣлали.
Субботинъ, Матеріалы, V, 54; ср. 108. а) Сборникъ XVIII в. Б~ки гр. Уварова Да 579 (936), л. 50 об. 2) „А брата приснаго (т.-е. родного) достоитъ пріяти на покаяніе0*; „попу брата
или сестру, или тещу, или тестя на покаяніе пріятно ёсть“. Тексты, XIX, 19; Р. И. Б.
VI2, 865 (39). 3) Цвѣтникъ XVI в. Моск. Синод. Б-ки № 326 (687), л. 82. *) Р. И. Б. VI2, 831. « 5) „Заповѣдаемъ же и совершеннымъ мнихомъ и дѣвствующимъ, яко не пріимати
жены на исповѣдь къ себѣ, точію иже есть доспѣлъ въ старость цѣломудренну и благо-
чшшу..., ибо діаволъ съ женами творитъ брань мнихомъ Жмакинъ, Митр. Даніилъ,
Прилож. стр. 78; также Солов, Кормч. 1493 т., л. 498. Ср. Номок Котел., 40.