Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВЯИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 33 читается предписаніе: „да приходскихъ же бы церквей попы и діаконы,
въ своихъ приходахъ испытовали прихожанъ своихъ и роспрашивали бъ
накрѣпко у всѣхъ прихожанъ ихъ: есть ли отцы духовный и кто имя-
немъ, и въ нынѣшній великій постъ постятся ли, и отцемъ духовнымъ
исповѣдаются ли, и въ послѣдній дни хотятъ ли на покаяніе пріити?" *).
Такое предписаніе не имѣло бы никакого смысла, если бы приходскіе
священники были непремѣнно духовниками своихъ прихожанъ. Духовныя
дѣти и прихожане точно также отличаются одни отъ другихъ. Въ Окружной
грамотѣ патр. Іосифа (1646) говорится: „И вы бъ, всѣ протопопы и
попы, во своихъ церквахъ учинили заказъ большой, чтобъ ваши дѣти
духовные и церковники и всѣ прихоженя... постились"1 2). „И дѣтей
бы своихъ духовныхъ и прихожанъ учили страху Божію и на кабакъ
бы имъ ходить не велѣли" 3). „Священицы, дѣти своя духовныя и
приходскія люди кождо въ своемъ предѣлѣ... учите, чтобы жили въ
заповѣдѣхъ Господнихъ... Дѣти своя духовныя и приходскія люди
кійждо во своемъ приходѣ, мужества полу и женска и дѣти ихъ не¬
ослабно наказуйте страху Божію",—поучаете св. Митрофанъ Воро¬
нежскій въ своей духовной4). Въ Уставной грамотѣ патр. Адріана
(1698 г.) читаемъ: „Священникомъ же велѣть научать прихожанъ... чтобъ
они предъ отцы духовными... исповѣдывались"5). Наконецъ, въ Соборныхъ
статьяхъ 1667 г. постановлено: „Священники бьютъ челомъ на своихъ
прихожанъ, а они имъ не дѣти духовные, что они въ праздники... къ церкви
Божіи не ходятъ"...6) Собрать себѣ семью духовныхъ дѣтей было самосто¬
ятельнымъ, особымъ дѣломъ приходскаго священника. Посошковъ совѣтуете
своему сыну на случай, если онъ будетъ священникомъ: „и дѣтей духов- -
ныхъ не вельми себѣ умножай",—не гнаться за богатыми и знатными, не
имѣть ихъ слишкомъ много и изъ простонародья7). Могъ приходскій свя¬
щенникъ и вовсе остаться безъ духовныхъ дѣтей. Протопопъ Аввакумъ,
будучи молодымъ священникомъ, чуть не согрѣшилъ на исповѣди съ
дѣвицей; послѣ того онъ молился, „да же отлучитъ (чтобы отлучилъ) мя
Богъ отъ дѣтей духовныхъ: понеже бремя тяжко не могу носити"8).
Аввакумъ хотѣлъ быть приходскимъ священникомъ, переставъ быть ду¬
ховникомъ. Такая свободная организація духовничества была изначальна. Но она,
легко поддерживалась всѣмъ укладомъ приходской жизни древней Руси. Храмы, 1) А. Э. IV, Л*! 115 (с. 161). 2) А. а IV, № 321- 3) Воздвиженскій, Истор. обозр. Рязанской іерархіи, М. 1820, стр. 90. 4) Воюсл. Вѣст. 1897, февр., 2-го счета стр. 5 и 6; ср. Ворожж. Старина,
III, стр. 6 и 7. Ср. А. И. У 152, стр. 263. 5) Временникъ, XI, 30 стр. 2 сч. Въ Дѣян. Соб. 1666 г. сказано: „Ксему же на-,
учати прихожанъ, чтобы ко отдемъ духовнымъ на исповѣданіе... приходили почасту".
Субботинъ, Матеріалы, П, 132. 6) А. Э. IV, № 155. 7) Завѣщаніе отеческое, изд. йодъ ред. Прилежаева, СПБ., 1893, стр. 213. 8) Я. Ж. Вороновъ, Памятники, 171; ср. Субботинъ, Матеріалы, V, 10—11.