Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
32 ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. намъ монастырей и выбирали ихъ въ духовные отцы себѣ, какъ это
показываютъ, напр., двинскія духовныя1). Вотъ главныя черты господствовавшей на сѣверѣ Руси организаціи
духовничества. Избирался духовный отецъ коллективно—всѣмъ приходомъ
въ качествѣ приходскаго священника, а не индивидуально каждымъ вѣру¬
ющимъ, избирался при этомъ не пожизненно, а по большей части на
срокъ. Онъ состоялъ духовникомъ своихъ прихожанъ, пока служилъ при
ихъ храмѣ, а оставляя его вдовцемъ или потому, что кончался срокъ
его найма, священникъ переставалъ быть духовнымъ отцомъ ихъ, по крайней
мѣрѣ, дѣйствительнымъ, оставаясь, вѣроятно, духовникомъ номинальнымъ.
При наслѣдственности духовнаго званія, которая имѣла мѣсто и на сѣверѣ
Руси и уживалась одновременно съ выборнымъ началомъ въ приходской
жизни, и духовничество становилось, такъ сказать, наслѣдственнымъ. Изъ
одного дѣла к. ХУІІв. узнаемъ, что въ Шонской волости Устюжской епархіи
два духовника—приходскіе священники: „у тоя церкви Николы Чюдо-
творца стоятъ отцы наши душевные прежніе попы: Семенъ Ивановъ да
сынъ его Григорей по прежнему". Младшій священникъ, уже имѣвшій
духовныхъ дѣтей въ приходѣ, посвященъ въ подмогу отцу и послѣ смерти
его заступалъ его мѣсто по выбору прихожанъ и дѣтей духовныхъ2).
Коллективное избраніе духовника приходомъ, исповѣдь всѣхъ прихожанъ
ему одному напоминаютъ организацію духовничества въ древне-русскихъ
монастыряхъ, гдѣ вся братія исповѣдывалась своему выбранному игумену
или общему духовнику, поставленному соборнѣ. Однако нѣтъ никакихъ
основаній предполагать здѣсь прямое вліяніе монастырской организаціи
на приходскую. Не трудно понять, почему на русскомъ сѣверѣ духовни¬
чество такъ тѣсно примыкало къ приходской организаціи. Храмы были
рѣдки, духовенство малочисленно, и прихожанину волей или неволей
предоставлялось итти на исповѣдь къ своему священнику, иначе онъ риско¬
валъ остаться совсѣмъ неговѣвшимъ. Сложилась такая организація, вѣро¬
ятно, не сразу, и первоначальный порядокъ открывается въ тѣхъ отступ¬
леніяхъ, которыя были указаны выше,—въ свободной исповѣди на сторонѣ,
помимо приходскаго священника. Въ остальной Россіи духовническая организація была независима
или мало зависима отъ приходской. Приходскій священникъ и духовникъ
отличаются другъ отъ друга. Въ двухъ грамотахъ царя .Алексѣя (1648 и
1649), посланныхъ въ Бѣлгородъ и на Верхотурье, повторяется одна и
та же фраза: „А отцовъ духовныхъ, и по приходамъ поповъ, и учитель¬
ныхъ людей наказанья не слушаютъ и за наказанье отцомъ духовнымъ, и
приходскимъ попомъ, и учительнымъ людемъ поруганіе и укоризну и без¬
честье и налогъ дѣлаютъ" 3). Въ грамотѣ 1660 г. въ великій Новгородъ 1) Лтд. А. А. Шахматовъ, Изслѣдованіе о двинскихъ грамотахъ XV в., стр. 70,
71, 151(?); /. Ж. Сибирцевъ и А А. Шахматовъ, Еще нѣсколько двинскихъ грамотъ,
стр. 5 и 6. *) Р. И. Б. XIV, 1277. 3) И. Ивановъ, Описаніе Государств. Архива старыхъ дѣлъ, М. 1850, стр. 297;
А. И. IV, Де 35 (с. 125).