Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДГХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. . 31 дута заповѣдь не работать по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ1). Но
извѣстно, что на сѣверѣ волость—земская областная единица совпадала
съ церковной—съ приходомъ: духовнымъ отцомъ названъ здѣсь приходскій
священникъ. „А. нынѣ, государь, постъ великій, пишетъ въ своей чело¬
битной Устюжскому архіепископу Александру опальный священникъ, и
въ волости безъ меня богомольца многіе дѣти духовные для своего душев¬
наго спасенія и покаянія приходятъ, а иного, государь, у той церкви
попа нѣтъ*2). Онъ считаетъ себя духовнымъ отцомъ всѣхъ христіанъ
волости—прихода. Защищая своихъ овдовѣвшихъ приходскихъ священни¬
ковъ отъ необходимости монашескаго постриженія, крестьяне постановляютъ
послать къ Холмогорскому архіеп. Аѳанасію бить ему челомъ „о отцѣ
пашемъ духовномъ о вдовомъ священникѣ Иванѣ, чтобъ ему священнику
впредь быть при церкви архистратига Михаила во священникахъ со служ¬
бою до архіерейскаго указу и насъ дѣтей духовныхъ на исповѣдь иріимать".
Изъ другого прихода та же просьба заканчивается словами: „а мы, сироты
твои, ему дѣти духовныя, и человѣкъ онъ добрый и пьянства за нимъ
нѣтъ"3). Изъ другихъ указаній видно, что прихожане только ръ боль¬
шинствѣ своемъ были духовными дѣтьми приходскаго священика. Въ чело¬
битной прихожанъ за овдовѣвшаго Соль-Вычегодскаго протоіерея Василія
Ѳеодосіева читаемъ: „А онъ протопопъ Василей изъ давныхъ лѣтъ мно¬
гимъ намъ, сиротамъ твоимъ, отецъ "душевный". Жалуясь на своего
попа, пьяницу и буяна, крестьяне одного сѣвернаго прихода писали между
прочимъ: „И видя его попово безчиніе и безстрашіе православные хри¬
стіане, которые и дѣти его духовные, трепещутъ душами и въ великій
постъ на исповѣдь къ нему приходить не хотятъ" 4)* Въ сказкахъ о быв¬
шихъ на исповѣди прихожанахъ, которыя были поданы въ 1686 г. архіеп.
Александру приходскими священниками Устюжской епархіи, заявленіе фор¬
мулируется двояко,—гораздо чаще такъ: „ирихоцкіе люди, которые есть
у него въ приходѣ, на исповѣди зъ жонами и зъ дѣтьми были",—рѣже
такимъ образомъ: „прихотцкіе люди, которые есть у него въ приходѣ дѣти
духовные, на исповѣди зъ женами и зъ дѣтьми были". Очевидно, въ боль¬
шинствѣ приходовъ этой сѣверной епархіи въ к. ХУІІ в. должность при¬
ходскаго священника совпадала съ должностью духовника, и потому сами
приходы представляли изъ себя, такъ сказать, покаяльныя семьи. Въ меньшей
части этого не было. Въ одной сказкѣ отмѣчено опредѣленно о дьячкѣ
Кирюшкѣ, что онъ, „имѣетъ у себя отца духовнаго" на сторонѣ—„у Спаса
на Щекинѣ попа Симеона", да о пономарѣ Ивашкѣ Климентовѣ, кото¬
рый „имѣетъ у себя отца духовнаго на Синегѣ попа Ивана Шелгина"5).
Несомнѣнно, помимо приходскихъ священниковъ своихъ или чужихъ, нѣ¬
которые міряне русскаго сѣвера ходили на исповѣдь къ монахамъ, игуме- х) А. ІО. № 358, I и II. 2) Р. И. Б. XII, 852. 3) Д Верюжспій, Аѳанасій Холмогорскій, 204, ир. 39; 151 — 152, ир. 26. 4) Р. И. Б. ХП, 861 (г. 1687); 1454-55 (г. 1684). 5) Р. И. Б. ХП, стр. 730—806, особ, 732.