Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. I. организація духовничества въ дгнвней РУСИ. 29 Запрещеніе имѣло, конечно, дѣли надвора въ виду появленія старообряд¬
ства: инокъ, исповѣдающійся гдѣ-нибудь на сторонѣ, легко могъ усколь¬
зать отъ контроля со стороны монастырскаго начальства. Но ясно, что
исповѣдь у стороннихъ духовниковъ была явленіемъ довольно обычнымъ. Отмѣ¬
тимъ, что соборъ относится безразлично къ тому, какъ будетъ организавано
дѣло дѵховничества въ той или иной обители: будетъ ли принимать испо¬
вѣдь настоятель монастыря или спеціальный духовникъ; онъ призналъ
дозволеннымъ тотъ и другой порядокъ, существовавшій издревле на Руси,
не разрѣшая только нѣсколькихъ духовниковъ въ одномъ монастырѣ.
И самый порядокъ выбора духовника настоятелемъ „соборнѣа съ братіею
былъ, невидимому, освященъ стариной (ср. выше „духовника не держать"). Правила, обращавшіяся въ древней Руси, настойчиво запрещали
монахамъ имѣть духовниками бѣлыхъ священниковъ: исповѣдываться у
нихъ и причащаться. Предписывалось, напр., монаху лучше три года (или
пять лѣтъ) не пріобщаться, чѣмъ пріобщаться у попа мірянина. Прича¬
щеніе монаха у бѣлаго священника прямо называется великимъ грѣхомъ.
„Поновляться“ у него, т.-е. каяться не дозволялось вовсе1). Церковная власть въ древней Руси рѣшала этотъ вопросъ не совсѣмъ
одинаково, но съ явной тенденціей къ тому, чтобы духовниками монаховъ
были непремѣнно монахи же: исповѣдь предъ бѣлымъ священникомъ раз¬
рѣшалась монаху лить въ великой нуждѣ, при смерти, въ отсутствіе
духовника монаха. Митр. Кипріанъ пишетъ игумену Аѳанасію: „Черньцемъ
же не причащатиея у мірянина попа, кромѣ великіа нужда; аще ли при
смерти будетъ, а черньца попа не будетъ, тогда мірянину попу покаати
его и причастье датъ ему. Черницамъ же у попа у мірянина причастье
имати годится, а въ покаяніи не быши у нею, но старца многодѣтна
держать собѣ духовника"2). Монахинямъ разрѣшается причащаться „у
попа у мірянина". Однако въ женскихъ обителяхъ Руси это постановленіе
не привилось: господствовалъ крайній монашескій взглядъ по вопросу о
пріобщеніи у бѣльца священника. Стоглавый соборъ сдѣлалъ постановле¬
ніе, согласное въ общемъ съ рѣшеніемъ Кипріана. „Вопросъ 13: Въ
дѣвичьихъ монастырехъ черницамъ достоитъ ли отъ мірьскихъ поповъ
пріимати св. Таинъ, аще вскорѣ лучится въ нощь или въ день игумену
отцу духовному далече сущу, како тому достоитъ быти? О томъ отвѣтъ.
Достоитъ всякому священяоиноческому чину и иноческому отъ мірскаго
священика иричаститися кромѣ покаянія, и въ томъ свидѣтельствуютъ
свяйіеная правила: аще который священноинокъ или инокъ или инокиня
не пріемлетъ причастія отъ мірскаго священика, имущаго жену, да будетъ духовностью тебѣ Иринарху (строителю пустыни) братыо по вся посты исповѣдывать,
а въ иные бы монастырѣ къ огцемъ духовнымъ никуда ни расходились, но были бъ
у тебя единою Иринарха въ паствѣ А. Э. IV”, № 311. г) Соотвѣтствующіе тексты см. въ Замѣткахъ, стр. 303 и ир. 1. 2) Р. Й. В., VI, 257. Въ ркп. Волок. Б-ки № 566, л. 6 и об. конецъ этой статьи
читается: „чернецамъ у попа у мірянина**.... (ср. Голубинскій, Исторія I, 22, -Ш). Но это,
оказывается, описка.