Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
28 ГЛ, I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНШШСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Въ XVII стол. духовниками въ мелкихъ монастыряхъ бывали то сами
игумены*), то рядовые іеромонахи* 2). Въ устюжскомъ Гледенскомъ мюна- .
етырѣ въ 1617 г. духовникомъ братіи, если только и не самого игумена,
названъ черный конъ Гурій; въ 1671 г,—игуменъ Зосима3). Въ Зосим-
ской пустыни Устюжской епархіи духовникомъ всей братіи и вкладчиковъ
былъ въ 1695 г. казначей Иларіонъ4). Въ большихъ монастыряхъ Соловец¬
комъ и Тихвинскомъ во втор, полов. XVII стол. архимандриты не отправляли
духовкическйхъ обязанностей; зато тамъ и здѣсь было по нѣскольку духовни¬
ковъ. Повидимому, каждый инокъ свободно могъ избирать себѣ духовнаго
отца изъ наличныхъ іеромонаховъ („черныхъ поповъ^) своего монастыря.
Здѣсь духовничество организовано было такъ же свободно, какъ среди мі¬
рянъ 5 6). Въ актѣ нач. XVII в. названы четыре духовника въ Болдинѣ дорого¬
бужскомъ монастырѣ. То же явленіе наблюдаемъ въ к. XVII ст. въ Николаев¬
скомъ Корелъскомъ и Крестномъ монастыряхъ, имѣвшихъ по два духовникай). Не была, повидимому, большою рѣдкостью исповѣдь монаховъ
не въ своемъ монастырѣ, а у духовника изъ другой обители. Преп.
Корни лій Переяславскій, живя сначала йъ небольшомъ Борисо-Глѣбскомъ
монастырѣ, имѣлъ своимъ духовникомъ Никольскаго игумена Варлаама:
онъ постригалъ подвижника въ монашество и пріобщалъ предъ кончиной
(1693)7). Соборъ 1667 г. запрещаетъ, однако, такую свободу исповѣди. Онъ
предписываетъ иноку исповѣдоваться у архимандрита или игумена своего
монастыря, или же у общаго духовника, котораго братія выбираетъ соборнѣ8). г) Въ Ковалевомъ монастырѣ 1071 г. духовникомъ братіи былъ игуменъ Зосима.
А. ІО. & 13В. 2) Назтр., въ Соезерекой пустыни Устюжской епархіи (1090—97 гг.) іеромонахъ
Нифонтъ. Р. И. Е. XII, 1324, 1366., 3) Р. И. Б. XIV, 853-854; XII, 43В. 4) Р. И. Б. ХИ, 1173. 5) На соборномъ приговорѣ соловецкихъ иноковъ о непринятіи новопечатныхъ книгъ
(1658) читаются такія подписи: „Попъ Сава руку приложилъ и вмѣсто дѣтей своихъ
духовныхъ, которыя грамотѣ не умѣютъ". Такихъ подписей семь. Однако есть подписи
священниковъ лишь за себя безъ упоминанія о дѣтяхъ духовныхъ, очевидно, и неимѣв¬
шихъ таковыхъ. Субботинъ, Матеріалы, Ш, 3. Въ подписяхъ подъ другими актами, относя¬
щимися къ исторіи соловецкаго мятежа, количество духовниковъ въ обители колеблется
между пятью (стр. 105—106, 160—161, 211) и четырьмя (45,. 152 — 153, 174—175).
Есть отмѣтки, что духовными дѣтьми черныхъ поповъ состояли не одни иноки, но и
міряне и „трудники" (153,161).—Въ трехъ актахъ Тихвинскаго монастыря 1661 и 1666 гг.
въ подписяхъ упомянуты три черныхъ попа духовника: Рафаилъ, Геронтій, Іосифъ. Архи¬
мандриты подписались лишь за себя. А. Ю. 64, 68, 69. 6) А. ІО. Б. II, № 142,1, стр. 283. Р. И. Б. ХГѴ, 461 (г. 1682); А. ІО. № 131 (г. 1696). Т) Житіе преп. Корнидія, ркп. XVIII в. собранія Ундольскаго № 1043, лл. 5 и 7 об. у) „Іеромонахомъ и монахомъ имѣти отца духовнаго своего монастыря архимандрита или игумена, исповѣдатисяу него, иди кого искусна священника того монастыря архимандритъ
или игуменъ соборнѣ изберетъ и повелитъ быти духовникомъ, у того исиовѣдатися. А во
штомъ монастыри отца духовнаго не нмѣтии. Постановл. собора по изд. Бр. Петра м-та,
л. 67; Субботинъ, Матеріалы, И, 366. То же самое дословно повторяется въ грамотѣ
митр. Новгородскаго Иитирима 1668 т. А. Э. IV, № 162. Въ наказной грамотѣ митр.
Суздальскаго Иларіона во Флоршцеву пустынь (1694) говорится: „братью наставлять и