Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНЙЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 27 скрывавшихъ свои тайные недуги совѣсти, утѣшалъ отчаявшихся грѣш¬
никовъ1). Постриженикъ Пафнутія преп. Іосифъ Волоколамскій также со¬
стоялъ духовникомъ всей подчиненной, ему братіи и предъ концемъ своей
жизни передалъ ее своему преемнику по игуменству Даніилу (впослѣдствіи
митрополиту Московскому): „и всѣмъ братіямъ отказа, веля имъ приходити
на-духовнѣ къ игумену Даніилу®2). Но преп. Даніилъ Переяславскій,
также боровскій постриженикъ, сталъ искуснымъ и популярнымъ духов¬
никомъ для иноковъ и мірянъ разныхъ классовъ еще ранѣе, чѣмъ сдѣлался
игуменомъ въ своемъ монастырѣ,—живя еще въ Горицкой обители, какъ
только получилъ санъ священника3). Возможно, что онъ былъ духовникомъ
всей горицкой братіи. Въ Елеазаровскомъ монастырѣ преп. Евфросина Псковскаго духов¬
никами были, невидимому, игумены. По крайней мѣрѣ, самъ преп. Евфро¬
синъ, ктиторъ монастыря, имѣлъ духовниками своими послѣдовательно’
игуменовъ обители—сначала Игнатія, потомъ его родного брата Харлампія4).
Но въ другомъ псковскомъ монастырѣ—Снѣтогорскомъ званіе духовника
совершенно отдѣлено было отъ игуменства. Новгородскій архіен. Симеонъ
(1417—1421) обличаетъ монаховъ этой обители въ томъ, что они „живутъ
не по-чернечьски, духовника не держатъ, и у игумена и у старцевъ не
въ послушаніи®5). Въ монастырѣ былъ игуменъ, но духовника не было,
значитъ, игуменство не связано было съ духовничеекимъ званіемъ. Этого
мало. Изъ выраженія грамоты: „духовника не держать® предполагается,
что духовничество было особою должностью въ обители, а вмѣстѣ съ тѣмъ—
свобода выбора духовника со стороны братіи: братія не выбрала себѣ
общаго духовника и по тому самому не иеповѣдывалась. Впрочемъ свобода
эта не исключалась совершенно и тогда, когда духовникомъ былъ игуменъ
монастыря. Въ такомъ случаѣ братія избирала себѣ не только начальника
обители, направлявшаго жизнь всего братства, но и руководителя
совѣсти каждаго члена его. Такое положеніе всего ярче сказалось
въ приведенномъ разсказѣ Житія преп. Сергія о принужденіи его братіей
къ игуменству. *) Житіе преп. Пафнутія (написанное Вассіапомъ Санинымъ), изд. проф. Жадлубов-
спимъ. Сборникъ Ист.-филолог. Общества при Институтѣ кп. Безбородко въ Нѣжинѣ, т. II,
Нѣж. 1899 г., стр. 129 и 121. 2) Житіе преп. Іосифа Волоколамскаго, составленное Саввою Крутицкимъ, изд. Нево-
сшруева, 64 стр.. Однако въ под. XVI в. рядовые іеромонахи Іосифо-Волоколамекяго мона¬
стыря бывали духовниками мірянъ, напр., Аѳанасій (1568—59). Лихачевъ, Сборникъ
актовъ, 35 и 36: духовная Плещеева. 3) Житіе преп. Даніила Переяел., изд. С. Смирнова, М. 1908, стр. 12 и 41. 4) „Таже и посылает ъ святый къ архіепископу Новгородскому своего ему духовнаго
отца Игната игуменомъ... Топ же бѣ и духовникъ святому и нрьвый игуменъ въ обители
его“. Житіе преп. Евфросина Псковскаго (нервонач. редакція), изд. Н. И. Серебрянскаъо,
СПБ. 1909, стр. 39. Бъ духовной преп. Евфросина говорится: „А на то Богъ послухъ
и отецъ мой духовной игуменъ Хардамиыі14. А. Э. I, Л« 108, стр. 83- 5) Р. И. Б. VI2, 389. Духовникъ, какъ особая должность, упоминается въ уставѣ
Дубенскаго Преображенскаго монастыря 1624 г. Лрот. Жойпацтй, Почаевскій Пате¬
рикъ, М. 1888, стр. 153.