Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
26 гл. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Въ монастырѣ преподобнаго Сергія духовникомъ братства былъ сначала
игуменъ, самъ великій подвижникъ. Уговаривая его принять игуменство,
братія заявляла: „Зѣло желаемъ того, дабы былъ ты игуменъ и наставникъ
душамъ и тѣломъ нашимъ, да быхомъ ходили къ тебѣ съ покаяніемъ,
исповѣдающе грѣхи своя, да быхомъ отъ тебе прощеніе и благословеніе
и молитву по вся дни пріимали, и видѣли тебе по вся дни совершающа
святую литургію, да быхомъ колиждо отъ честную руку твоею причаща¬
ли ея пречистыхъ Таинъ “1). Очевидно, троицкая братія выбирала себѣ въ
лицѣ преп. Сергія не только игумена, но и духовника, и онъ былъ первое
время духовнымъ отцемъ всѣхъ подчиненныхъ ему иноковъ2). Однако въ
Троицкой лаврѣ еще при жизни преп. Сергія появляется и, можетъ быть,
первый разъ на Руси особая должность монастырскаго духовника: игуменъ
освобождаетъ себя отъ духовнической обязанности. Въ 1381 г. духовни¬
комъ всего братства въ лаврѣ былъ преподобный Савва (впослѣдствіи
Сторожевскій или Звенигородскій)3). Нѣсколько позднѣе, вѣроятно, уже
послѣ кончины преп. Сергія (1392) эту должность занималъ Епифаній
Премудрый, извѣстный агіобіографъ4). Въ ІІавло-Обнорекомъ монастырѣ духовничество также было отдѣ¬
лено , кажется, отъ игуменства. По крайней мѣрѣ, въ „Преданіи нѣкоего
старца о иноческомъ жительствѣ и о правилѣ келейномъ", вышедшемъ изъ
этого монастыря, предписывается иноку послѣ соблазна во снѣ „къ настав¬
нику (старцу) своему пріити или отцу духовному такожъ со умиленіемъ
и со слезами припасти**, проситъ прощенія „у старца или отца духовнаго“5). Въ мона&гырѣ преп. Пафнутія Боровскаго духовникомъ братства
былъ игуменъ, самъ преп. Пафнутій. Боровскіе иноки, впадая въ грѣхи,
спѣшили покаяться предъ подвижникомъ; онъ вызывалъ на откровенность 2) Житіе преп. Сергія, изд. О. Л. Д. И., 66. а) О духовнической практикѣ преп. Сергія ничего неизвѣстно. Говорится въ Житіи
его (стр. 82) о наложеніи епитимій на иноковъ, провинившихся поздними бесѣдами, но
въ словахъ, буквально заимствованныхъ изъ Житія преп. Ѳеодосія. Ср. Житіе Ѳеодосія,
59 и 76; Патерикъ Печерскій, 30, 43; 154, 165- 3) О преп. Саввѣ: „еже (чипъ, иже) бысть преже въ его монастыри великомъ духов¬
никъ всему братству, старецъ честенъ и учителенъ зѣло“ Б. С. Р. Л. XI, 145- Ср. IV
лубинскій, Сергій Радонежскій2, стр. 80. 4) Пахомій Логоѳетъ въ сокращеніи Епифаніева житія преп. Сергія пишетъ, что
Епифаній „бѣ духовникъ въ велицѣй лаврѣ всему братству Ключевскій, Житія святыхъ,
90; Голубинскій, о. с. 7, прим.; Исторія, II, 1, 267. При жизни преп. Сергія Епифаніи
былъ, какъ полагаютъ, въ санѣ діакона. 5) 71. И. Серебряпскій, Очерки по исторіи мон. жизни въ Псков. землѣ, стр. 566.
Игуменъ въ Преданіи упоминается особо.—Вопросъ о старчествѣ въ древне-русскихъ мона¬
стыряхъ совершенно не затронутъ въ научной литературѣ. Судя по житіямъ, оно было
общераспространенно. Но какъ совмѣщалось старчество съ духовничествомъ: какъ дѣлили
власть свою на одною и того же инокагл ослушника и духовнаго сына игуменъ, старецъ
и духовникъ его, это совершенно не ясно: въ др.-русскихъ житіяхъ и иноческихъ уста¬
вахъ, насколько намъ извѣстно, нѣтъ данныхъ для отвѣта на этотъ вопросъ.—Митр.
Іона (1458) упоминаетъ „старца нашего и духовника Еуменія*4. А. И. I, № 269. Нс
значитъ ли это, что старчество и духовничество иногда соединялось въ одномъ лицѣ?