Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНйЧЁСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 25 Вотъ разсказъ изъ Посланія Владимірскаго еп. Симона, который его слы¬
шалъ отъ одного изъ братіи, современника происшествія1). Слѣдующій черты для исторіи духовничества даетъ этотъ разсказъ. Въ
Печерскомъ монастырѣ во второй четверти XII стол. исповѣдь принимаетъ
не игуменъ, а монахъ, имѣющій санъ пресвитера и отличающійся духов¬
ной опытностью. Среди духовныхъ дѣтей его есть черноризецъ печерскій.
Слѣдовательно, игуменъ не былъ, по крайней мѣрѣ, единственнымъ духов¬
никомъ въ монастырѣ. Разсказъ не даетъ права заключать, что преп. Они-
еифоръ замѣнялъ игумена Пимена въ качествѣ духовника, что въ это
время должность монастырскаго духовника отдѣлилась отъ игуменской. Если
же этого не было, то все повѣствованіе показываетъ, что монастырская
дисциплина и въ этомъ отношеніи, какъ и въ другихъ, быстро пала послѣ
кончины преп. Ѳеодосія, такъ какъ дозволить исповѣдь братіи не-игумену
есть прямое нарушеніе студійскаго устава. Грѣшный инокъ таитъ свои
грѣхи отъ духовнаго отца, и Господь его наказываетъ для вразумленія
другихъ, поступающихъ подобнымъ образомъ. Это также не говоритъ за
твердость дисциплины. Одна черта разсказа, именно слова преп. Антонія
въ первомъ видѣніи, показываетъ, что именно духовникъ въ то время рѣ¬
шалъ вопросъ, какъ и гдѣ похоронить своего умершаго духовнаго сына2).
Власть его была высока.—Есть основаніе думать, что и въ новгородскихъ
монастыряхъ домонгольскаго періода бывали духовники изъ братіи помимо
игуменовъ. Іеромонахъ Кирикъ, какъ увидимъ, принималъ на исповѣдь
чернецовъ и мірянъ, не будучи игуменомъ. Всѣ данныя о духовникахъ и покаянной дисциплинѣ въ монастырѣ
преп. Ѳеодосія свидѣтельствуютъ, что институтъ тайной исповѣди пере¬
шелъ сюда изъ Греціи всецѣло и безъ тѣхъ крайностей, какія имѣли мѣсто
тамъ. Напримѣръ, нѣтъ никакихъ основаній думать, чтобы бывали въ немъ
духовниками простые иноки, не имѣвшіе священническаго сана3 * *). Не¬
многія отмѣченныя здѣсь черты института, какъ мы увидимъ послѣ, были
присущи ему и въ послѣдующее время. Отсюда выводъ, что покаянная
дисциплина пришла въ русскій организованный монастырь въ одномъ
только видѣ, конечно, согласно съ студійскимъ уставомъ. А свидѣтельства
о духовныхъ дѣтяхъ печерскихъ игуменовъ среди мірянъ заставляютъ
думать, что и въ отношеніи къ нимъ дѣйствовалъ тотъ же самый порядокъ,
Но Печерскій монастырь возникъ семь десятилѣтній спустя послѣ кре¬
щенія русской земли, и въ какомъ состояніи находилась покаянная дисци¬
плина въ русскомъ монашествѣ до него, совершенно неизвѣстно. Посмотримъ на дальнѣйшую исторію организаціи монастырскаго
духовничества на Руси, оставивъ пока въ сторонѣ духовническую дѣятель¬
ность монаховъ среди мірянъ. 1) Патерикъ Печерскій, 77, 178-—180. 2) Подобное см. въ Правилѣ о дерк. устроеніи— Тексты, ХШб, 32. 3) Не встрѣчается указаній и на то, чтобы домогались у ешгсконовъ поручительства на духовническую должность игуменьи монастырей относительно подчиненныхъ имъ сестеръ, какъ ото случалось на Востокѣ. РаХХц ш\ ІЬтХг), I?, 477.