Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
24 ГЛ. І. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. (сынове суще тому духовніи), якоже и нрѣдани блаженыимь (т.-е. нреи.
Ѳеодосіемъ; ва$- бдаженому, т-е. игумену Стефану) тому, съжалишася
зѣло, еже тако духовный отецъ ихъ посрамленъ быстъ и отъ манастыря
отгнанъ, егоже, пріятъ отъ блаженаго Ѳеодосія, тоже тако подавахуть
ему отъ имѣній своихъ, еже на потрѣбу того тѣлеси и на ину потребу
(и на иная управленійм) *). Такъ, пользуясь нравомъ передавать духов¬
ныхъ дѣтей, печерскіе игумены легко удерживаютъ за собою многихъ
мірскихъ дѣтей духовныхъ. Игуменъ Ѳеоктистъ (1103—1112) былъ духов¬
никомъ супруги Черниговскаго князя Давида Святославича, а можетъ
быть, и самого князя* 2). Преподобный Ѳеодосій былъ духовникомъ по своему игуменскому
званію, также и преемники его. Однако ужъ въ концѣ XI и первой полов.
XII в. принимали на исповѣдь къ себѣ какъ мірянъ, такъ и монаховъ и
нѣкоторые изъ братіи Печерскаго монастыря, имѣвшіе пресвитерскій
санъ. Иконописецъ Алипій (70—80 гг. XI в.) исповѣдаетъ и пріобщаетъ
кіевскаго богача3). Духовнымъ отцемъ нѣкоторыхъ изъ печерскихъ братій
былъ Онисифоръ Прозорливецъ, долго подвизавшійся въ этомъ монастырѣ,
пресвитеръ саномъ4). Онъ сподобился . дара прозорливости отъ Бога,
чтобы видѣть согрѣшенія людей и давать совѣты согрѣшившимъ. Изъ
жизни Онисифора передается такой случай. Былъ у него духовный
сынъ изъ печерскихъ черноризцевъ, который наружно подражалъ
житію своего духовнаго отца, постился, представлялъ себя цѣломудрен¬
нымъ, а втайнѣ жилъ невоздержно. Объ этомъ не знали никто изъ братій,
даже и духовный отецъ. Грѣшный инокъ померъ скоропостижно, и
тѣло его быстро разложилось. Его погребли къ пещерѣ, но отъ смрада
нельзя было пройти мимо; слышенъ былъ горькій вопль, мучившагося
грѣшника. Преп. Антоній явился Онисифору и упрекалъ его за то, что
онъ похоронилъ въ святомъ мѣстѣ такого беззаконника. Онисифоръ сталъ
молиться Господу и вопрошать: „Господи, для чего Тьт скрылъ отъ меня
дѣла человѣка сего?“ Ангелъ сказалъ ему: „на показаніе всѣмъ согрѣша¬
ющимъ и не кающимся было это, дабы, видя, покаялись". Въ слѣдующую
ночь прозорливцу снова было видѣніе и новедѣніе, взявъ изъ пещеры
трупъ нераскаяннаго грѣшника, бросить въ воду. На другой день, когда
Онисифоръ съ игуменомъ Пименомъ рѣшили исполнить небесную волю,
явился имъ преп. Антоній и сказалъ, что грѣшникъ помилованъ Богомъ. г) Житіе Ѳеодосія, 95 — 96; Натертъ Печерскій, 57, 174. 2) Ипат. Л., 1112 г., 197 стр. „Иеходящю же сему лѣту и доставшпа Ѳеоктиста
епископомъ Чернѣгову, игумена печерскаго... и радъ бѣ князь Давыдъ и кннгингі, бѣ бо
ей (имъ) отецъ духовный4*. Ср. П. С. Р. Л. II, 289.—Игуменъ Даніилъ паломникъ (1106—
110$)'служилъ въ Іерусалимѣ умилостивительныя литургіи за дѣтей своихъ духовныхъ,
судя по ходу рѣчи, духовныхъ дѣтей изъ мірянъ. Прав. Пал. Сборникъ, 9 выи., стр. 140. 3) Патерикъ Печерскій, 122. 4) Онъ упомянутъ въ двухъ разсказахъ Патерика: объ искушеніи Никиты при игум.
Никонѣ (1078—88 гг.), а затѣмъ въ нижеслѣдующемъ разсказѣ при игум. Пименѣ
(1132—41).