Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТМ ЙЪ ДРЙЁНЕЙ РУСИ. шатокъ готовности въ немъ раскаяться виновныхъ подвижникъ „утверждалъ
шштишей“1), Лѣтопись еще разсказываетъ, что епитимію, наложенную на
согрѣшившаго брата игуменомъ, иноки по трое или по четверо раздѣляли
между собою „за, великую любовьи преп. Ѳеодосій, видимо, этого не
запрещалъ2). Но раздѣленіе епитиміи опять таки разрѣшалось преп. Ѳеог
доромъ Студитомъ3). Были у преп. Ѳеодосія духовныя дѣти и среди
мірянъ,—среди кіевской аристократіи: „тѣмъ же убо слышаще князи
и боляре доброе ихъ (печерскихъ иноковъ) житіе, прихожааху къ
воликууму Ѳеодосію, исновѣдающе тому грѣхи своя; иже велику пользу
иріимше бо отъ того отхожаху"4). Подвижникъ, заботившійся о спасеніи
не только подчиненной ему братіи, но и мірскихъ людей, прилагалъ
особенное попеченіе о своихъ духовныхъ дѣтяхъ, утѣшалъ и увѣщевалъ
приходящихъ къ нему, иногда и самъ ходилъ въ ихъ домы и подавалъ
благословеніе. Изъ духовныхъ дѣтей ’преп. Ѳеодосія по именамъ извѣстны
бояринъ Янъ Вытатичъ и жена его Марія, можетъ быть, варягъ Симонъ
и кн. Святославъ5). Преп. Ѳеодосій предъ кончиной своей передалъ дѣтей
духовныхъ—и иноковъ и бояръ своему преемнику по игуменству Стефану.
„И се вамъ игуменъ, говоритъ подвижникъ братіи, егоже сами изволисте,
того послушайте, и отца того духовнаго себѣ имѣйте, и того бойтесл, и
по повелѣнію его вся творите"(і). Обычай передавать дѣтей духовныхъ
точно также извѣстенъ изъ практики Ѳеодора Студита7). Преемники преп. Ѳеодосія по печерскому игуменству поступали, вѣро¬
ятно, по его примѣру. Извѣстно, по крайней мѣрѣ, одно, что у нихъ также
были духовныя дѣти среди кіевской знати. Игуменъ Стефанъ, непосред¬
ственный преемникъ преп. Ѳеодосія (1074—1078). имѣлъ много духов¬
ныхъ дѣтей среди бояръ. Когда возмутившаяся противъ него печерская
братія лишила его игуменства и изгнала изъ монастыря, „увѣдѣнія мнози
отъ боляръ, разсказываетъ преп. Несторъ, сыново оѵще въ покаяніи тому, обители; онѣ совершенно согласны съ воззрѣніями восточныхъ аскетовъ. Смирновъ,
Духовный отецъ, 106, 113 — 114. 1) Житье Ѳеодосіи, 59 и 76; Патерикъ Псчерскііс :ж. 154. 2) Лавр. Л.3, 183. 3) Мідпв Р. (}. ХС1Х, 1240; рус. нор. II2, 375. Текстъ будетъ приведенъ ниже,
въ рѣчи объ обычаѣ раздѣлять епитимію. 4) Житіе Ѳеодосія, 60; Истерикъ Печерскій, 31, 154. 5) Лавр. Л.3, 205. 6) Житіе Ѳеодосіи, 91; Патерикъ Печерскій, 54, 17]. 7) Жідпс 2А (г. ХСІХ, 1445 — 1448; р. иер. II2, 514. Письма, II кн., 161: „Вотъ
н передаю (тсара^і^орі) его (Лмкгона) въ твои руки, какъ бы лично предъ глазами, и
пусть онъ называется твоимъ ученикомъ и учится отъ тебя до конца, и наслѣдуешь ты
награду за него во вѣкп“. О нравѣ передачи игуменомъ духовныхъ дѣтей говорится въ
первомъ Аооискомъ уставѣ, етт. 4, 5 и 8. Порфирій, Исторія Аоона, III, 268—269; р.
иер. 82—83 и 84. Здѣсь предписывается иноку переходить къ другому духовному отцу
по волѣ, согласію и распоряженію прежняго отца его (хяі уѵиэд хаі роо),§ хаі
яротротс§ тоб 7ірот|уцоа|іёѵо[> тсатро?); не дозволяется перемѣщаться безъ его вѣдома,
согласія и передачи — аѵео яротроігг[с, еІЦаегіе те хаі карайёзешс тоб тгро-
г)уі]аа|іёѵоо.