Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Добавленія и поправки. Къ стран. 5, стрк. 13—20. Герберштейнъ читалъ въ Правилѣ митр. Іоанна II статью: „Не бывшіе
у исповѣди, не возвращающіе чужого имущества, не должны допускаться кт/
пріобщенію“ (пер. проф. Мамина 51). Статья признаетъ необходимость испо¬
вѣди для приступающаго къ пріобщенію. Но принадлежитъ ли она митр.
Іоанну, это вопросъ. Къ стран. 13, прим. 1. Запорожскіе казаки приходили на исповѣдь къ патр. Константиноп.
Аѳанасію, когда онъ проѣзжалъ чрезъ Малороссію въ Москву. Макарій, Исторія,
XII, 123. Къ стран. 54. Митрофанъ Слотвинскій, архіеп. Тверской (-{-1752), говоритъ объ отпуск¬
ныхъ письмахъ духовниковъ. Алмазовъ, II, 376. Но неясно, были ли эти
Письма въ обычаѣ. Къ стран. 64. Единственный примѣръ вмѣшательства епископа въ распоряженія духов¬
ника—дѣло вкладчика-старца Савватія,~-см. стр. 172. Къ стран. 70, прим. 5. Изъ болѣе поздняго времени вотъ примѣры іерарховъ, бывшихъ ранѣе
княжескими или царскими духовниками: Ѳеодоръ, архіен. Ростовскій, племян¬
никъ преп. Сергія, изъ духовниковъ Димитрія Донского; Михаилъ-Митяй,
духовникъ того же князя, выбранный имъ на Московскую митрополію; Ваесшнъ
Рыло, архіеп. Ростовскій, изъ духовниковъ Ивана III; Аѳанасій, митр. Москов¬
скій, изъ духовниковъ Грознаго; Моисей, еп. Рязанскій, изъ духовниковъ Михаила
Ѳедоровича. См. Приложеніе I. Къ стран. 73. О другихъ доходахъ царскихъ духовниковъ XVII стол. см. въ кн. прот.
Извѣкова Московскіе кремлевскіе храмы, 140—148. Къ стран. 85. Духовный отецъ удостовѣряетъ подлинность или дѣйствительность чуда,
происшедшаго съ его чадомъ. Отъ конца XVI в. сохранилось посланіе иг.
Трифона на имя протопопа Покровскаго собора въ Москвѣ, удостовѣряющее
чудо, которое произошло съ воеводой города Орѣшка.—духовнымъ сыномъ Трифона
Борисомъ Петровичемъ Благимъ. Чудо исцѣленія воеводы приписывалось
предстательству блаженнаго Іоанна, Большого Колпака. Посланіе Трифона
закапчивается такъ: „И я, господине, таковое великое Божіе дѣло видѣлъ
своима очима и слышавъ отъ духовнаго своего сына, извѣщаю тебѣ, великому
господину, потому что праведный Іоаннъ лежитъ у Покрова Пречистые Бого¬
родицы*. Далѣе подпись. Посланіе издано прот. Кузнецовымъ, Ёлаж. Василій