Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
22 ГД. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОЙНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСЙ. духовникъ, упоминаемый въ нашихъ памятникахъ,—преп. Ѳеодосій Печер¬
скій1). Онъ поступалъ по уставу и примѣру Ѳеодора Студита. А этотъ
устроитель монашества обязанность духовника возлагалъ на игумена мона¬
стыря, точнѣе сказать,—въ игуменѣ видѣлъ прежде вс его духовнаго отца братіи.
Ѳеодоръ Студитъ пишетъ въ Заповѣди игумену: „Да не принимаешь на
себя храненія казны и экономическихъ заботъ, но да будетъ твоимъ клю¬
чомъ величайшая забота о душахъ—рѣшить а вязать по Писанію*. „Да
яе удѣлишь души и сердца твоего на попеченія и заботы (о комъ либо
иномъ) кромѣ ввѣренныхъ (тебѣ) отъ Бога и отъ меня преданныхъ и
ставшихъ духовными дѣтьми и братьями". „Тѣло.., и душа твои... да будутъ
раздѣлены въ равенствѣ и любви всѣмъ духовнымъ твоимъ чадамъ и брать¬
ямъ" 2). По студійскому уставу, исповѣдь происходила на каждой утрени:
въ началѣ четвертой пѣсни канона выходилъ изъ хора игуменъ н садился,
принимая исповѣдь приходящихъ братій и врачуя каждаго подобающимъ
образомъ3). Не воспрещаетъ Ѳеодоръ Студитъ игумену имѣть духовныхъ
дѣтей и среди мірянъ и самъ, какъ извѣстно, имѣлъ ихъ. Поэтому преп.
Ѳеодосій ужъ въ силу устава былъ духовникомъ подчиненной ему братіи,
а, руководясь примѣромъ студійскаго аввы, исповѣдалъ мірянъ и несъ
обязанности нравственнаго руководительства къ своимъ мірскимъ дѣтямъ,
налагаемыя званіемъ духовнаго отца. Онъ имѣлъ пресвитерскій санъ, т.-е.
былъ по нашему іеромонахомъ. Мало извѣстно, какъ управлялъ преп.
Ѳеодосій печерской братіей въ качествѣ духовника. Исповѣдь подвижникъ
признавалъ обязательной для каждаго инока4). За преслушаніе и недо- а) Голубинскій пишетъ, что духовникомъ ігервопрншедшихъ къ преп. Антонію 12
братій былъ, „нѣтъ сомнѣнія*4, Никонъ пресвитеръ, называемый „великимъ!4. Исторія,
I, 22, 573. Духовяпчество Никона вѣроятно, но прямыхъ указаній на это нѣтъ. 2) Заповѣдь игумену, стт. 22, 3, 7. Мідпе Р. (?. ХСІХ, 3813, 1821; рус. лер.
Голубинскаго Исторія I, 22, стр. 787—790; также Творенія: преп. Ѳеодора Студита, II,
СПБ. 1908, 856-58. 3) Голубинскій, Исторія, I, 22, стр. 780, ст. 22. 4) „Да не лѣпимся, любпмицп мои, о годинахъ п о службѣ своей Йсиытающеиу
вся дѣла наша и помышленіа наша; открыемъ сглрѣіиеніа паша сдѣ предъ худымъ чело-
втомъ, да тамо не обличена будутъ предо вселенноюПономаревъ, Памятники, I, 41.
Отсюда можно бы заключать, что въ Печерскомъ монастырь исповѣдь происходила со¬
вершенно согласно съ студійскимъ уставомъ. Но принадлежность преп. Ѳеодосію поученій
братіи съ его именемъ нельзя считать доказанною. Однако, кажется, трудпо сомнѣваться
зъ томъ, что эти поученія русскія и притомъ глубокой древности, когда общежитіе въ
монастырѣ не разстроилось. Тамъ же, 35—37. Надо отмѣтить, что свою братію авторь-
нгуменъ называетъ „братіа и отцн л чада духовнаа избраннаа44 (стр. 41): представляетъ
себя духовнымъ отцомъ монаховъ по своей должности. Несторъ называетъ Ѳеодосія
„духовнымъ отценъ44, но въ общемъ смыслѣ выраженія. Житіе Ѳеодосія, 64; Патерикъ
Печерскій, 33, 157. Прея. Несторъ, .жизнеописатель преп. Ѳеодосія, влагаетъ въ уста
подвижника слѣдующія наставленія о покаяніи. „Лѣпо намъ есть карекшимъся чьрш.цемъ
то по вься дни каятпея грѣхъ своихъ, покаяніе бо есть путь, приводя къ царству, пока¬
яніе есть ключъ цесарьетвія, бесъ того бо неудобь вълѣеги никому же, покаяніе есть путь
въводя въ породу41. Житіе Ѳеодосія, 60; Патерикъ Печерскій, 154. Эти мысли объ
обязательности ежедневнаго покаянія для' инока, принадлежащія, можетъ быть, преп. Не¬
стору, нс лишены значенія для характеристики покаянной дисциплины въ Печерской