Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
18 ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА въ ДРЕВНЕЙ РУСИ. непремѣнно обязаны были ходитъ на духъ къ своимъ духовникамъ (чего,
вѣроятно, не было и въ Греціи), но всякій воленъ былъ и помимо ихъ
выбирать себѣ въ духовники кого хотѣлъ изъ лицъ, имѣющихъ права
духовничества (не имѣя за тѣмъ права оставлять духовника разъ избран¬
наго)". Среди духовниковъ было не мало іеромонаховъ, они были даже
„предпочтительными духовниками предъ бѣлыми священниками®. Недо¬
статка въ бѣломъ духовенствѣ въ древней Руси не было, но монахи сами
проникали въ приходы, потому что здѣсь ішъ было свободнѣе жить, чѣмъ
въ монастырѣ1). Въ древнѣйшее время поступали въ приходы именно тѣ
іеромонахи, которымъ было дано право духовничества. Съ теченіемъ вре¬
мени притокъ чернаго духовенства въ приходы увеличивается. Когда начали
принуждать вдовыхъ поповъ къ монашескому постриженію, нѣкоторые изъ
нихъ, постригшись, не шли, однако, въ монастыри, а продолжали служить
въ приходахъ. Въ вашихъ памятникахъ приходскіе іеромонахи называются
различно: черные иокн и игумены. Первымъ терминомъ обозначались,
вѣроятно, чернецы, не имѣвшіе права духовничества2 3). Духовники-іеро¬
монахи назывались игуменами. Такое имя они получили отъ того, что
„въ древнее время въ монастыряхъ право-обязанность быть духовниками
принадлежала ихъ настоятелямъ игуменамъ, такъ что названія игуменъ
и духовникъ стали синонимами^. „Бъ настоящее время приходскіе свя¬
щенники изъ іеромонаховъ называются у грековъ игуменами... въ позд¬
нѣйшее время они и у насъ назывались такъ же; изъ этого слѣдуетъ то
заключеніе, что такъ назывались они у грековъ и у насъ и въ древнее
время. Когда мы встрѣчаемъ въ лѣтописяхъ нашихъ извѣстія, что какое-либо
дѣло сдѣлали „вси игумени и нопове*6, то болѣе чѣмъ вѣроятно, что ка¬
ждый разъ должно разумѣть не однихъ только игуменовъ монастырей, но
и іеромонаховъ, игуменившихъ у приходскихъ церквей". „Наши памят¬
ники говорятъ объ игуменахъ, жившихъ у насъ при приходскихъ церк¬
вахъ: очевидно, что подъ игуменами должно разумѣть никого иного, какъ
іеромонаховъ, жившихъ на приходахъ духовниками". Когда въ дѣяніяхъ
Владимірскаго собора говорится о постриженіи „мірского попа на мьздѣ
на игуменство", то здѣсь не можетъ быть разумѣемо игуменство въ соб¬
ственномъ смыслѣ, а поставленіе на мздѣ въ духовники мірского священ¬
ника. Игуменъ Митрофанъ, постригшій преп. Сергія въ монашество, былъ
однимъ изъ приходскихъ духовниковъ-іеромонаховъ3). *) Въ другомъ мѣстѣ иное объясненіе явленія: право духовничества представлялось
„только нѣкоторымъ достойнѣйшимъ и но этой причинѣ могъ оказываться недостатокъ
въ духовникахъ между бѣлыми священниками". 2) „Въ вопросахъ даря Евана Васильевича къ Стоглавому собору указывается какъ
безпорядокъ, что „чернецы у мірскихъ церквей въ шшѣхъ живутъ", при чемъ со всею
вѣроятностію должно разумѣть именно чернецовъ, не имѣвшихъ права духовничества11.
„Іеромонахи, служившіе у приходскихъ церквей и не имѣвшіе права духовничества,
первоначально назывались черными попами, а потомъ, кажется, и ихъ стали называть
игуменами". 3) Исторія, I, I4, 456—458: I, 22, 438—442; П, 3, 82—85; Преп. Сергій Радо¬ нежскій и Троицкая Лавра2, 26.