Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
232 ГД. УП. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА, первыхъ, тѣмъ, что безъ жестокости „ никогда добраго нрава во пресви-
терѣхъ не насадишиа; во-вторыхъ, что „раскольниковъ ни отъ чего такъ
не умножается, яко отъ потачки поповской"1). Потачка заключалась въ
томъ, дто православный священникъ называлъ того или другого расколь¬
ника своимъ духовнымъ сыномъ, давая тѣмъ знать, что послѣдній исправ¬
ляетъ обязанность говѣнья, не разорвалъ связи съ служителемъ церкви и
есть вѣрующій, покорный ей. Посошковъ живо разсказываетъ случай
поповской потачки или укрывательства раскольника православнымъ свя¬
щенникомъ. „Былъ азъ нѣкогда на брадѣ Семеновскаго полка у солдата,
повѣствуетъ Посошковъ, и бѣ на томъ брацѣ нѣкая старуха, предво¬
дительница безпоповщинныя ереси, великая и славная въ той ереси учи¬
тельница, ибо не престая по всей Москвѣ, гдѣ можаше внити, всячески
увѣщеваніе къ своему зловѣрію, а отпадшихъ не токмо безпоповщинныя
ереси, но и иныхъ ересей, ублажаше ихъ и подтверждайте; токмо тѣхъ
ругаше, кіи при святѣй церкве держахуся,—и бысть самая вѣрная послан¬
ница антихристова. И вниде на той бракъ пресвитеръ Покрова Богоро¬
дицы изъ Краснаго Села мѣстный и, узрѣвъ ту бабу, развратницу благо¬
честія, возгласи къ ней: „и ты, дочь моя духовная, здѣсь же?"— вѣдая
оную достовѣрно, еже она по закону своему безпоповщинныя ереси пред¬
водительница. А той ереси содержатели, не токмо на покаяніе имъ при-
ходити, но и отъ благословенія архіерейскаго или пресвитерскаго весьма
бѣгаютъ. И того ради началъ я присматривати, подойдетъ ли она къ тому
пресвитеру къ благословенію, понеже они безпоповщенники сами себя и
попами и отцами духовными и церковными нарицаютъ, а отъ пресвите¬
ровъ они весьма чужди. И въ то время вси прочій люди подходили къ
благословенію и азъ, а та баба разговаривала съ пресвитеромъ намнозѣ,
а къ благословенію не подошла, ни пресвитеръ къ ней не понудился, во
еже бъ благословити ю; токмо во словесѣхъ своихъ многократно глашаетъ
ю дочкою своею духовною. И мнѣ стало вельми мерзко, еже многократно
нарицаетъ ю дочкою духовною, и по тому частому глашенію, аще и
вѣмъ, что той пресвитеръ—у церкви служащій, а не потаенный, обаче
омерзѣлъ ми есть, и, возставъ я, отъ тоя бесѣды изыдоХъ и съ того вре¬
мени ненавистенъ ми той пресвитеръ сталъ. Не нами судимъ да будетъ!
Сице творяй той пресвитеръ не расточаетъ ли, по Господню предреченію?
Ей, не токмо расточаетъ, но и раззоряетъ. Й такихъ пресвитеровъ, заклю¬
чаетъ Посошковъ свой разсказъ, потакающихъ раскольникамъ и прикры¬
вающихъ ихъ, въ Россіи число немалое"2). Для предотвращенія поповской
потачки Посошковъ рекомендуетъ двѣ мѣры: одну нравственную, другую
полицейскую. Йъ доношеніи, поданномъ Стефану Яворскому въ 1704 г.,
онъ совѣтовалъ, чтобы священниковъ спрашивали на исповѣди ихъ. духов¬
ники прежде всего о томъ, „не прикрываетъ ли онъ расколъ,никовъ? и
кіи отъ святыя церкви отщепились, и ни на исповѣдь ни къ Тѣлу Хри¬ г) Завѣщаніе отеч., 293—94. 2) Зеркало очевидное, I, 190—191.