Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 231 пика, долженъ сыскахъ этого нона; разспросить его, много ли у него дѣтей
духовныхъ, и гдѣ они живутъ; если нонъ и причащаетъ духовныхъ дѣтей
своихъ, то—гдѣ онъ беретѣ причастье? Попа распративаютъ, гдѣ онъ
служилъ раньше и почему ушелъ къ раскольникамъ. Если станетъ запи¬
раться, его слѣдовало отдавать градскому суду. Такимъ образомъ, по сообще¬
нію Посоткова, раскольники ютились въ заднихъ постройкахъ крестьян¬
скихъ дворовъ, а духовниками ихъ были часто бродячіе попы. Вѣдо¬
мости наводили на подозрѣніе, если вѣрующій указывалъ своего .духов¬
ника гдѣ-нибудь далеко отъ своего мѣстожительства. Въ такомъ случаѣ
епископъ долженъ получить удостовѣреніе, написанное рукою указаннаго
духовнаго отца, съ обозначеніемъ, „давно ли тотъ его сынъ или дочь въ
духовности, и по вся ль годы исповѣдывается, и давно ли Тѣло Христово
принималъ или и не принималъ44. Если письмо будетъ представлено отъ
другого священника, а не отъ того, который названъ въ вѣдомости, тогда
призывается и священникъ, давшій удостовѣреніе; допрашиваются порознь
оба—священникъ и названный имъ духовный сынъ. Если изъ противо¬
рѣчій въ показаніяхъ о времени исповѣди и причащенія будетъ ясно,
что этотъ духовникъ подставной, епископъ долженъ допытаться, почему
онъ согласился назвать этого вѣрующаго своимъ духовнымъ сыномъ, по
просьбѣ ли его или изо мзды. Въ первомъ случаѣ виновный священникъ
наказывался „штрафомъ и наказаніемъ съ милостію14, во второмъ лише¬
ніемъ священства и наказаніемъ великимъ. Упорное запирательство
обманщика-попа влекло передачу его гражданскому суду, пытки и въ
случаѣ доказанной виновности священника смертную казнь обоимъ. Такимъ
способомъ съ полной вѣдомостью въ рукахъ начальникъ епархіи можетъ
открыть всѣхъ раскольниковъ въ ея предѣлахъ *). Вообще Посошковъ
сторонникъ самыхъ крутыхъ мѣръ противъ старообрядства* Онъ
настаиваетъ, чтобы епархіальное ~ духовенство слѣдило за тѣмъ, какъ
погребаются раскольники, чтобы они лишались христіанскаго погребенія
(согласно постановленію собора 1666 года) и даже не предавались
землѣ. Священникъ, похоронившій раскольника и не выдающій себя его
духовнымъ отцомъ, посылается въ заточеніе и лишается имущества. Ви¬
новный же въ томъ и другомъ предается огню. Свою рѣшительность въ предписаніяхъ каръ укрывателямъ-попамъ
этотъ публицистъ начала XVIII в. мотивируетъ двумя соображеніями: во- г) Завѣщаніе отеч., 301—305. Сборники писемъ Посошкова, іэд. Вс. И. бре¬
менскимъ, 40—44. Могъ быть такой случай, что яадворные жители, силою не пускали
къ себѣ священника для переписи. Тогда слѣдовало, говоритъ Посошковъ, окружить
домъ солдатами, взять подъ караулъ всѣхъ ого обитателей и обыскать помѣщеніе. Рас¬
кольниковъ выдавали ихъ книги и тетради. Если они запирались и приводили во сви¬
дѣтельство отцовъ духовныхъ, производится допросъ тѣхъ и другихъ. При размолвкѣ въ
показаніяхъ всѣхъ отдаютъ градскому суду и на пыткахъ узнаютъ у священника, нѣтъ
ли у него и еще подставныхъ дѣтей,—„лжедѣтей духовныхъ14. Даже если и не окажется'
еще лжедѣтей у священника, его слѣдовало наказать примѣрно, „дабы впредь было
неповадно отцовъ духовныхъ деньгами покупать, такождс и поламъ неповадно бы было
даръ Духа Святаго ио цѣнѣ отдавать и Богу лгать Завѣщаніе отеч., 309- 310.