Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
230 ГД. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. духовныхъ „паче всего*1 о богопочтеніи и благовѣріи, какъ стоять въ
немъ твердо, не соблазняться ни католичествомъ ни лютеранствомъ и не
вступать въ бесѣды съ раскольниками^). Посошковъ проектировалъ обязать
приходскихъ священниковъ вести вѣдомости о духовныхъ отцахъ всѣхъ
прихожанъ, признавая это средствомъ „поспѣшнаго „истребленія" расколь¬
никовъ. Вѣдомость пишется по дворамъ. Въ каждомъ дворѣ указывается
сначала общее количество обитателей мужескаго пола и женскаго. Потомъ
они перечисляются поименно, начиная съ хозяина дома, не пропуская
„и единаго человѣка, ни велика, ни мала, ни самаго новорожденнаго
младенца". Послѣ обзяаченія имени, отчества и прозванія пишется мѣсто
рожденія, лѣт&, а потомъ свѣдѣнія о духовномъ отцѣ: „сынъ духовный
мой (т.-е. приходскаго священника, составляющаго вѣдомость) или онъ-
еицы тоя-то церкви презвитера имярева; или отца духовнаго у него нѣтъ;
и былъ ли когда у него духовникъ или отъ роду не бывало?* „и давно
ли кто у отца своего духовнаго исповѣдался, и давно ли кто причащался,
и первой ли тотъ ему отецъ духовной, или другой, или и вящши?“ Нужно
было переписывать ихъ всѣхъ поименно. Тѣмъ же порядкомъ заносились
свѣдѣнія о духовникахъ каждаго члена семьи въ отдѣльности, о всѣхъ
свойственникахъ хозяина, живущихъ въ его домѣ, о людяхъ крѣпостныхъ
и наемныхъ. На воротахъ описаннаго двора прибивается дощечка съ
надписью—чей дворъ, чьего прихода. Рекомендуется это въ виду того,
что дворы приходскіе были перемѣшаны, и у ближнихъ церквей бывали
дворы дальнихъ приходовъ, а потому могъ остаться дворъ неописанный.
„А раскольницы въ таковыхъ дворѣхъ лошѣждаются, кіи бываютъ межъ
приходовъ и въ размѣшенныхъ дворѣхъ; и егда ближнія церкви придетъ
пресвитеръ со святынею, то онъ глаголетъ: „азъ не того прихода, но
инсицы"; а екда той дальные церкви пресвитеръ придетъ, то онъ указы¬
ваетъ на ближняго: „я-де прихожанинъ сея церкви и тако безъ вести
пребываютъ". Во времена Посошкова крестьяне нерѣдко строились груп¬
пами избъ въ пять, въ шесть и въ десять на одномъ дворѣ съ одними
воротами. Это было выгодно при тогдашней подворной подати. Сосѣди
нанимали у крестьянина избы или землю подъ хоромы и селились на его
дворѣ—переднемъ или заднемъ, на задворкѣ или на загородныхъ дворахъ—
жили „у него на дворннчествѣ". И вотъ Посошковъ совѣтуетъ какъ
можно тщательнѣе слѣдить за жильцами особыхъ хороминъ и задворокъ,
осторожно выспрашивать и записывать только съ" подлиннымъ свидѣтель¬
ствомъ, у кого они исповѣдаются и исправляютъ другія требы2). „И буде
скажетъ, что безмѣстный попъ ихъ исповѣдываетъ, и дѣтей креститъ, и
родильницамъ молитвы даетъ, то и безъ розыску явно будетъ, что онъ—
раскольникъ*. Тогда енисконъ, получивши вѣдомость приходскаго свшцен- г) Кн. о скудости и богатствѣ, изд. Погодина, 21—22. 2) О томъ, что старообрядцы нерѣдко жили въ загородныхъ дворахъ или въ домахъ*
свидѣтельствуетъ и Пнтиримъ Нижегородскій. Есиповъ, Раскол, дѣла XVIII ст., II,
214—215.