Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. УІІ. русскіе духовники и расколъ старообрядства. 229 раскольниками на допросѣ скроются и не будуга "'сысканы, а потомъ,
когда они объявятся сами или будутъ найдены, нельзя будетъ доказать
ихъ вину очною ставкой. Здѣсь надо было разспрашивать и разыскивать
по раскольничьимъ рѣчамъ „окольними сосѣды и отцами духовными**, и
буде по розыску очистятся, и ихъ, освидѣтельствовавъ отцами духовными
подлинно, освобождать на поруки1). Какъ въ томъ, такъ и въ другомъ
случаѣ духовникъ представляется свидѣтелемъ и поручителемъ покор¬
ности вѣрующаго церкви. Другія статьи налагаютъ на него обязанность
руководителя, поручителя и надзирателя въ отношенія лицъ, обратившихся
ивъ раскола или только склонныхъ къ нему. Недавнихъ раскольниковъ,
раскаявшихся въ своемъ заблужденіи и поклявшихся впредь того не
дѣлать, иовелѣвается, наказавъ по винѣ, посылать для исправленія на
патріаршій дворъ, „а послѣ исправленія отдавать ихъ подъ паству отцамъ
ихъ духовнымъ за поруками, а отцамъ ихъ духовнымъ надъ ними смотрѣть
накрѣпко**, чтобы они ходили въ церковь и не сообщались съ раскольни¬
ками, „а на поруки ихъ давать въ томъ же**2 3). Раскольниковъ, обратив¬
шихся къ церкви у казни, предписано отдавать въ монастыри подъ ка¬
раулъ и подъ руководство старцевъ. Послѣ удостовѣренія въ искренности
обращенія безсемейныхъ по желанію постригать, а нежелающихъ держать
въ монастырѣ до конца жизни; тѣхъ же, которыхъ нельзя было ни по¬
стричь ни держать въ монастырѣ, такъ какъ они имѣли женъ и дѣтей,
отпускали на поруки, запрещали имъ сношенія съ раскольниками, „да
надъ ними того же всего велѣть надсматривать отцамъ ихъ духовнымъ113).
Такимъ образомъ на духовниковъ возлагались большія надежды русскимъ
правительствомъ. Эту мысль законодательства подробно, съ прекраснымъ знаніемъ
среды и въ приложеніи къ .жизни, разрабатываетъ въ началѣ XVIII в.
крестьянинъ Посошковъ. Человѣкъ стараго русскаго воспитанія, ко пони¬
мавшій пользу и настоятельную нужду реформы, Посошковъ видѣлъ въ
исповѣди самое главное средство церковной учительности, духовничеекую
обязанность священника ставилъ выше другихъ и ожидалъ, что при
исправности и образованности духовенства „новый свѣтъ въ Россіи воз¬
сіяетъ**, „во всемъ народѣ свѣтъ возсіяетъ благоразумія**. Во время испо¬
вѣди образованные пастыри должны, по мысли Посоткова, поучать дѣтей 1) Ст. 11. 2) Ст. 6. Указъ 1684 г. предписываетъ подвергать розырку простолюдиновъ, раз-
доваривающихъ о вѣрѣ и не въ свои дѣда вступившихъ къ церковному разврату, чинить
имъ наказаніе по винамъ и „освобождать на поруки, чтобъ имъ впредь въ такія дѣла
не вступаться н быть въ послушащ^ церковномъ подъ паствою отцовъ духовны%7>“.
Раскольниковъ, отъ неразумія или въ малыхъ лѣтахъ стоящихъ въ упрямствѣ о новопе¬
чатныхъ книгахъ, крестномъ знаменіи и молитвамъ отдавать на поруки разнымъ властямъ
„и для наученія отцамъ духовнымъ п смотрѣть' за ними пятидесятскимъ и десятскимъ
и сосѣдемъ, чтобъ они впредь такъ не чинили, къ церкви рожіеЦ приходили и ученія
отца своего духовнаго слушались “г 3) Ст. 2,