Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
228 ГЛ.. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ Й РАСКОЛЪ старообрядства. недоволенъ тѣмъ, что православные духовники не ставили препятствій
излишней строгостью, при желаніи исповѣдающихся у нихъ раскольниковъ,
вернуться въ церковь, можетъ быть, даже дѣйствительно ослабляли обид¬
ное правило для этихъ раскаявшихся грѣшниковъ, чтобы только удержать
ихъ въ церкви. Во всякомъ случаѣ Аврамій отмѣчаетъ то же самое явле¬
ніе, что и Аввакумъ—нѣкоторые духовники имѣли иногда успѣхъ въ
отвращеніи вѣрующихъ отъ раскола. Такимъ образомъ духовникъ, этотъ религіозно-нравственный руково¬
дитель древне-русскаго человѣка и органъ церковнаго надзора, за вѣрой
и нравами народа, былъ естественнымъ и очень важнымъ органомъ церкви
въ борьбѣ съ расколомъ. И наше правительство, духовное и свѣтское,
среди другихъ средствъ и мѣръ къ искорененію раскола, на которое перво¬
начально въ ХѴП в. оно разсчитывало, не забыло и духовныхъ отцовъ;
оно возлагало на нихъ даже очень сложныя обязанности надзора за вѣр¬
ностью церкви со стороны духовныхъ дѣтей. Соборъ 1666 г. заповѣдалъ,
между прочимъ, церковнымъ властямъ дозирать почасту во всѣхъ церквахъ,
чтобы мѣстные священники поучали въ своихъ приходахъ и каждый свя¬
щенникъ дѣтей своихъ духовныхъ обоего пола покоряться во всемъ безъ
всякаго сомнѣнія святой восточной церкви. Духовникамъ предписывается
слѣдить за исправнымъ говѣньемъ своихъ дѣтей духовныхъ каждый годъ
и лишать христіанскаго погребенія нерадивыхъ или непокорныхъ1). Въ
Указныхъ статьяхъ о раскольникахъ 1685 г. содѣйствіе духовниковъ въ**
борьбѣ съ расколомъ занимаетъ главное мѣсто2 3). Признаками раскола
здѣсь считаются; нехождеиіе въ церковь, на исповѣдь и къ причащенію,
непринятіе священника въ домъ со святомъ и съ требою. Признакомъ
обращенія къ церкви—принятіе духовнаго отца и исправное говѣнье. То
же самое было ручательствомъ принадлежности къ церкви извѣстнаго
вѣрующаго и несообщенія его съ старовѣрами11). Оговоренныхъ въ
расколѣ, но отрицающихъ свою вину и указавшихъ своихъ духовниковъ,
предписывается свидѣтельствовать духовнымъ отцамъ, приходскимъ священ¬
никамъ и окольнымъ людямъ. И если духовные отцы ихъ очистятъ, то
имъ же отдавать на поруки и велѣть имъ „надъ ними надсматривать
накрѣпко, чтобъ отъ нихъ церковной противности отнюдь не было*4).
Къ той же мѣрѣ прибѣгаютъ, по указу, въ томъ случаѣ, если оговоренные писаніе и новоиснравлешше съ греческихъ переводовъ книги и сложеніе трехъ перстовъ
крестнаго знаменія и не слушая отцовъ своихъ духовнымъ наказанія, многіе на покаяніе
не приходили, и св. божественныхъ Таинъ не причащашеь, и къ церквамъ Божіимъ не
ходилиЕсли „наказанія отцовъ духовныхъ “ не общая фраза, то это свидѣтельство о
дѣятельности православныхъ духовниковъ противъ раскола. 1) П, 124, 132—133. 2) Статьи напечатаны въ А. Б. IV, Л* 284. Ихъ текстъ близокъ къ указу 1684 г.
И. С. Зак. И, № 1102, стр. 647—650. Аналогичныя предписанія въ „Статьяхъ о рас¬
кольникахъ изъ Стрѣлецкаго приказу, присланныхъ въ Новгородскій приказъ “—1686 г.
Е. В. Барсовъ, Новые матеріалы для исторіи старообрядства, 25—30. 3) Стт. 1, 4, 7. 4) Ст. 7.