Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ* VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 227 съ женою, да съ нимъ дѣтей его духовныхъ изъ Борашскіе слободы и
иныхъ тановъ съ 70 человѣкъ, а съ попомъ Родіономъ человѣкъ
съ 10 й* Такъ говорилъ на этихъ священниковъ на допросѣ въ 1664 г.
сторонникъ стараго обряда сторожъ Благовѣщенскаго собора Андрей
Самойловъ. Потомъ Самойловъ разсказывалъ, что Никонъ подкупилъ
этихъ священниковъ, и они усердно вводили „новые" обряды. „И
ныне-де они патріарха Никона похваляютъ, и пѣніе его потому же
хвалятъ, и дѣтей своихъ духовныхъ поучаютъ, чтобы они крестъ во¬
ображали треми персты, а не такъ, какъ протопопъ Аввакумъ училъ
воображать, и которые-де ихъ не слушаютъ, и они тѣхъ проклинаютъ"1).
Въ лицѣ этихъ двухъ священниковъ мы видимъ рѣдкій примѣръ
сознательныхъ помощниковъ Никона, пріучавшихъ къ исправленнымъ
обрядамъ прежде всего духовныхъ дѣтей своихъ и предостерегавшихъ ихъ
отъ подражанія Аввакуму2). Случалось, что священники возвращали укло¬
нившихся въ расколъ даже чужихъ духовныхъ дѣтей, дѣтей расколоучи¬
телей. Аввакумъ разсказываетъ, какъ его простого духовнаго сына Григорія
застрашилъ муками какой-то попенко-никоніанинъ, исповѣдалъ и прича¬
стилъ и будто послѣ того бѣднаго Григорія задавили бѣсы3). Этотъ раз¬
сказъ надо понимать такъ, что священникъ обратилъ Григорія къ церкви
и сдѣлалъ его своимъ духовнымъ сыномъ. Несомнѣнно, исповѣдь въ рукахъ
духовенства являлась сильнымъ средствомъ удерживать народъ въ церкви,
и съ этимъ приходилось считаться расколоучителямъ. Извѣстно, какой
совѣтъ давалъ Аввакумъ своимъ послѣдователямъ на тотъ случай, когда
нужда заставитъ итти на-духъ къ никоніанину. Онъ совѣтуетъ разсказывать
духовнику въ церкви сказку, какъ лисица у крестьянина куръ крала,
какъ собаки на волковъ лаютъ, а послѣ того упасть и притвориться, что
черная немочь ударила. Потомъ, какъ бы спохватившись за свое кощун¬
ство, онъ объясняетъ, почему такъ бранится: „Уже бо меня горе взяло
отъ нихъ. Вѣдь они, воры, и дочерей духовныхъ воруютъ!—право не
лгу"4). Такимъ образомъ гнѣвъ Аввакума на православныхъ священниковъ
вызывался тѣмъ, что они обращали къ церкви посредствомъ исповѣди
ушедшихъ въ расколъ женщинъ. Другой расколоучитель инокъ Аврамій
обвиняетъ православныхъ священниковъ въ томъ, что, обращая мірянъ
изъ раскола, они сподобляютъ ихъ причастья скоро и безъ епитиміи,
прощаютъ грѣхи ихъ безъ покаянія5). Очевидно, ревнитель старовѣрства 1) I, 483. 2) Есть основанія предполагать, что оба эти священника ранѣе того времени
были сторонниками расколоучителей. I, 482; ср. 471—479. Аввакумъ писалъ царю Алексѣю
грязную сплетню о греческомъ архимандритѣ Діонисіи, будто бы пущенную священникомъ
Йродіономъ, которому покаялся на исповѣди пострадавшій мальчикъ но дьякъ. V, 136 —
140. Макарій, Исторія, XII, 625—627. Ср. С. А. Бѣлокуровъ, Арсеній Сухановъ, II,
1, стр. 152. 3) VIII, 74—75. Ср. выше, 221. 4) V, 235; ср. VIII, стр. ѴТІ предисл. г’) VII, 76; ср. 367. И. Барсуковъ, Опис. ркп. Археогр. Коммиссіи, 81. На Хро¬
нографѣ 1672—73 гг. читается запись, что „простые люди невѣжи, хуляще божественное