Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 225 душныхъ людей погибаетъ, еже во отчаяніе впали и къ церквамъ Божіимъ
пооскуду учали ходить, а иніи и не ходятъ, и отцовъ духовныхъ не учали
имѣть“а). Это движеніе засвидѣтельствовано и на соборѣ 1666 года въ
рѣчи самого царя Алексѣя Михайловича. ГІо его словамъ, многіе скудо¬
умные, какъ бы обезумѣвъ, заблудились отъ церкви „въ новопрозябшая
сонмища; крещеніе отложиша, грѣховъ своихъ іереомъ Божіимъ не испо¬
вѣданія, Тайнамъ животворящимъ не причащахуся, вкратце рекше, весьма
отъ церкви и отъ Бога отчюждишасяа 2). И дѣйствительно, нѣкоторые
изъ главарей раскола, какъ оказалось по разслѣдованію, не исиовѣдыва,-
лись и не причащались по нѣскольку лѣтъ и вовсе не имѣли духовныхъ
отцовъ3). Въ этомъ случаѣ, оставляя своего православнаго духовника,
старообрядецъ часто не мѣнялъ его на попа изъ старообрядцевъ; онъ
нерѣдко совершенно отказывался отъ исповѣди и причащенія. Боярыня
Морозова говорила на увѣщанія принять эти таинства: „некому исповѣ-
датися, ниже причаститися... много поповъ, но истиннаго нѣсть“4). Но
эта знатная раскольница имѣла духовника и исполняла христіанскую обя¬
занность говѣнья. Другіе же заявляли, что „взята благодать", и не при¬
чащались, чего не хвалилъ протопопъ Аввакумъ, или говорили такъ: „въ
нынѣшнее де время Христосъ не милостивъ, приппшхъ (!) на покаяніе не
пріемлетъ"5). Скоро такая проповѣдь превращается въ безтюповство. Но
словамъ митрополита Игнатія, знаменитый расколоучитель Капитонъ нро-
новѣдывалъ: „Да не входятъ въ церковь Божію и отцовъ духовныхъ
не имѣютъ^й). Православное духовенство скоро почувствовало всю силу * 2 3 4 5 61) IV, 157. 2) И, 70-71. 3) Ефремъ Потемкинъ сознавался, что ради гнуснаго нерадѣнія, нѣсколько лѣтъ
живя въ пустыни, не причащался „и отца духовнаго не взыскахъ". П, 101. Старецъ
Воголѣпг Львовъ Кожеозерскій 10 лѣтъ не имѣлъ духовнаго отца, 20 дѣтъ не причащался
и но ходилъ въ церковь. I, 464; II, 12. Подьякъ Ѳедоръ Трофимовъ, будучи въ Сибири
и въ Пустозерскомъ острогѣ, „кт. тѣмъ церквамъ не ходилъ, гдѣ ио иовонравлешшмъ
книгамъ служатъ, а не причащался пять лѣтъ". I, 442. Старецъ Германъ съ рѣки Инзы,
державшій прежде духовныхъ отцовъ, жилъ пятъ лѣтъ въ пустыни, „и къ церкви Божіи
не приходилъ, и отца духовнаго у себя не имѣлъ". I, 470; ср. II, 19. Сибирскій рас¬
кольникъ Іосифъ Истоминъ сознался митр. Игнатію, что три года не имѣетъ духовнаго
отца, а ранѣе имѣлъ его. Посланія митр. Игнатія Тобольскаго, 159 — 160. Варсонофій,
митр. Крутицкій, говорилъ Саввѣ Романову (1682 г.), что раскольники возмущаютъ на¬
родъ къ церкви не ходить „и не исяовѣдьпшъся у священниковъ". Лѣт. Рус. Лит. V,
120. Въ 1665 г. попъ Василій доносилъ Павлу, митр. Крутицкому, о поселеніи старо¬
обрядцевъ въ вязнитсовскихъ лѣсахъ. „И не велятъ никому къ церкви ходить, и причастія
принимать не велятъ... и къ церкви Божіи не ходятъ, и отцовъ духовныхъ ни въ чемъ
не слушаютъ, и на, покаяніе не приходятъ, и съ святынею ни съ какою къ себѣ въ
дома не пускаютъ; а кто-де къ нимъ съ святынею и пріидетъ, и они де перехоронятца,
и зъ двора уйдутъ, а къ святыни нс приходятъ... И кто но новымъ служебникамъ служитъ...
на исповѣдь къ тѣмъ священникамъ ходить нс велятъ". Варсковъ, Памятники, 329;
ср. 82—83. 4) VIII, 178. 5) Вороздтѣ, нрилож., 15, 23. Варпсо&ъ, 80—81. 6) Три посланія, 113; ср. 120 и 27.