Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВІШЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 17 монахи, не имѣвшіе пресвитерскаго сана. Это явленіе греческой церковной
жизни у насъ не встрѣчается. Духовникъ въ древней Руси былъ лицомъ
непремѣнно пресвитерскаго сана*). Далѣе, духовниками на Руси состояли
не одни іеромонахи, но и бѣлые священники. Савва и Илія, авторы
Вопрошаній, присоединенныхъ къ Вопрошанію Кирика, были бѣлыми при¬
ходскими священниками. Въ названномъ памятникѣ есть статья, воспре¬
щающая духовнику исповѣдывать свою жену2). У великаго князя Рости¬
слава Мстиславича духовнымъ отцомъ былъ, „попъ Семьюнъ", бѣлый свя¬
щенникъ, который отговаривалъ духовнаго сына отъ предсмертнаго постри¬
женія въ монашество3). Новгородскій паломникъ Добрыня Ядрейковичъ
(впослѣдствіи архіеп. Антоній) отмѣчаетъ какъ особенность Царьграда, что
тамъ „нокаяльныхъ отцевъ бѣльцевъ не держать, но иноковъ старыхъ и
умѣющихъ заучити (научити) закону Господню"4). Ясно, что Добрыня
привыкъ видѣть дома духовниками и бѣлыхъ священниковъ. Возникаетъ теперь вопросъ, былъ ли въ древней Руси особый классъ
духовниковъ по примѣру греческой и южно-славянскихъ церквей. Вопросъ
этотъ въ положительномъ смыслѣ рѣшалъ Голубинскій. „У насъ въ Россіи
въ періодъ домонгольскій и долгое время послѣ, также какъ и въ Греціи,
'не были духовниками всѣ священники, а только нѣкоторые по избранію
и особому назначенію". „Прежде духовниками были только назначенные,
какъ это до сихъ поръ у священниковъ: какъ теперь на благочиніе на¬
значается для священниковъ духовникъ, такъ прежде назначался духовникъ
для всѣхъ на извѣстную мѣстность". „Впрочемъ... у насъ дѣло было не
такимъ образомъ, чтобы всѣ міряне извѣстнаго духовническаго округа х) Указанія на то, чтобы таинство покаянія совершали въ древней Руси енискоиы,
недостаточны. „Аще ли енкскунъ ли нонъ осужати грохи имат дѣтей своихъ, да извер-
гутца еаиа“. Тексты, IX, 11 н вар. Но выраженіе „дѣтей своихъ14, можетъ быть, имѣетъ
болѣе обширный смыслъ,—означаетъ христіанъ епархіи или прихожанъ: ио крайней мѣрѣ, въ
другомъ спискѣ статьи къ епископу и нону прибавленъ дьяконъ, у котораго дѣтей духов¬
ныхъ въ собственномъ смыслѣ и быть не можетъ.™ У Ивана III былъ духовнымъ отцомъ
Вассіанъ, архіепископъ Ростовскій; въ извѣстномъ Посланіи на Угру (1480) онъ назы¬
ваетъ великаго князя духовнымъ сыномъ. П. С. Р. Д. VI, 224 — 225; VIII, 206 — 208;
XII, 203. Но это не означаетъ непремѣнно того, что Вассіанъ и послѣ посвященія своего
въ архіепископы Ростовскіе принималъ къ себѣ на исповѣдь Московскаго вел. князя и
сохранилъ за собою должность великокняжескаго духовника. Вѣроятно, онъ оставался
номинальнымъ духовникомъ Ивана III въ силу несмѣняемости духовнаго отца (о чемъ
рѣчь будетъ ниже).—Не встрѣчалось у насъ исповѣди п предъ дьяконами, что бывало
на западѣ по нуждѣ. ѴаЬЫ Раиі Таигаіп, Бе Г іпіегѵепЬіоп йез Іаіциеа, (іез біасгез еі
(іез аЬІіеззез йапв Р айтіпізігаііоп іе Іа рёпНепсе. Рагіа, 1897, рр. 69 э^^. Нашъ лѣто¬
писецъ передаетъ, какъ во время нападенія татаръ на г. Судомиръ ляхи, предъ тѣмъ
какъ сдаться врагамъ, истювѣдывались игуменамъ, нонамъ и дьяконамъ, „заие, бяше людій
множество въ городѣ11, объясняетъ лѣтопись это необычное явленіе. Ипаг. Л., 565 (г. 1261). 2) Саввы, ст. 21. 3) Кпат. X, 362 (1168 г.). 4) Паломникъ Антонія, архіеп. Новгородскаго, 1200 г., изд. подъ ред. Хр. Ш. Ло¬
парева. Прав. Пал. Сборн., в. 51, стр. 18, 67, 80. То же самое въ XVII стол, отмѣнилъ
Арсеній Сухановъ: „И мірскимъ пономъ (у грековъ) исповѣдатися неволно никого11. С. А, Вѣлокуровъ, Арсеній Сухановъ, II, 1, стр, 107—108,