Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 221 характерный эпизодъ разсказываетъ самъ Аввакумъ въ „Житіи44. Изъ
Москвы на Мезень съ родными дѣтьми его пріѣхалъ московскій
жилецъ кожевникъ Лука Лаврентьевъ. „И егда бысть въ дому моемъ
всегубительство (допросъ и обыскъ), вопросилъ его Пилата: какъ ты му¬
жикъ крестисся? Онъ же отвѣща ему смиренномудро: я такъ вѣрую и
крещуся, слагая персты, какъ отецъ мой духовной протопопъ Аввакумъ41.
Луку удавили1). Аввакумъ торжественно заявлялъ, что на своихъ духовныхъ дѣтей
онъ имѣетъ власть больше патріарха и всѣхъ ихъ спасетъ. „Никто же
отъ еретикъ восхититъ васъ, православныхъ христіянъ отъ руку моею;
хощу неповинныхъ представити васъ въ день просвѣщенный праведному
Судіи. Да и бывало таково время: Христосъ, бдящу ми, вселилъ васъ
всѣхъ во утробу мою “2). Трудно сказать, до какой степени на этотъ разъ
ошибался Аввакумъ. Невѣроятно, чтобы всѣ духовныя дѣти Аввакума въ
количествѣ нѣсколькихъ сотъ человѣкъ пошли за нимъ въ противленіи
церкви, какъ не послѣдовали за нимъ до конца и его родныя дѣти.
Конечно, послѣ отпаденія Аввакума отъ церкви могла у него со¬
браться даже новая, именно старовѣрческая семья. Но не всѣ изъ послѣ¬
довавшихъ или присоединившихся послѣ выдержали гоненія, какимъ под¬
вергались 3 4). Положительно извѣстны случаи отпаденія духовныхъ дѣтей
Аввакума отъ старой вѣры. Оцъ самъ передаетъ такое происшествіе.
„Сына моего духовнаго Григорія попенко (православный священникъ)
застрашилъ муками и причастилъ, и онъ бѣдной послѣ причастія во сбѣ¬
сился , да и задавили его до смерти бѣси444). Очевидно, Григорій раска¬
ялся предъ смертью и обратился къ церкви. Но если даже такихъ отпа¬
деній было очень много, хотя нѣтъ основаній такъ думать, то и тогда
останется несомнѣннымъ великое значеніе, какое имѣли въ начальныхъ
судьбахъ старообрядства духовныя дѣти Аввакума, совращенныя имъ въ
расколъ, одушевленныя на исповѣдыичество и на мученіе: боярыня Мо¬
розова и княгиня Урусова, заморенныя въ боровекой тюрьмѣ, Ѳедоръ юро¬
дивый и Лука Лаврентьевъ, удавленные на Мезени, инокъ Аврамій, сожжен¬
ный въ Москвѣ, дьяконъ Ѳедоръ, сожженный въ Пустозерскѣ вмѣстѣ съ
Аввакумомъ5). Среди духовныхъ дѣтей Аввакума мы видимъ двухъ крупныхъ г) V, 83. 2) ѴІП, 97. 3) Однажды Аввакумъ жалуется, что его „никоніяня еретикомъ зовутъ, дѣти ду¬
ховныя еретикомъ же зовутъ". VIII, 84. Но изъ дѣтей, вѣроятно, разумѣется только одинъ
дьяконъ Ѳедоръ, справедливо обличавшій богословскія умствованія протопопа и про¬
зрачно намекавшій на его еретичество. VI, 125. Чтобы среди его духовныхъ дѣтей
была партія, считавшая его еретикомъ, это рѣшительно ни откуда не видно. 4) VIII, 74—75. Знаетъ объ этомъ происшествіи и дьяконъ Ѳедоръ. „А Григорюшко,
сказываютъ, прочь охошолъ; мало ему жить; скоро умретъ и трудъ свой губитъ, что не
до конца терпитъ; худо то". Бараковъ, 69. 5) Менѣе извѣстная исповѣдница старообрядства изъ духовныхъ дѣтей Аввакума
инокиня Агаѳья, въ мірѣ Анна, страдавшая „отъ Павла митрополита (Крутицкаго) на
натріарховѣ дворѣ вѣры ради и правоты закона. Довольно волочили и мучили ея“,
V, 106.